В апреле 2008 года к нам обратились сотрудники Партизанского военкомата с просьбой осмотреть место гибели бомбардировщика в Партизанском районе. Нами было приянто решение уточнить координаты катастрофы и провести полевую работу.
История погибшего в приморском лесу Скоростного Бомбардировщика началась очень давно, когда в 1964 году 15-летний охотник Володя Понуровский, забравшись в глухую тайгу, случайно наткнулся на самолет, врезавшийся в вершину сопки на высоте около 1200 метров над уровнем моря. После этого еще несколько местных жителей – охотники, корневщики – в разные годы попадали на место гибели СБ, но факт столь интересной и важной для военной истории Приморья находки не доходил до официальных органов или историков. Отрывок военной истории Тихоокеанского флота оставался в забвении до мая 2008 года.
Скоростной
бомбардировщик СБ в стандартной серебристой окраске, образца 1930-х годов.
Жёлтый верх вертикального руля поворота - отличительный знак эскадрильи
В первый заход наша группа провела на месте гибели бомбардировщика более трех часов, в течение которых были проведены первоначальные раскопки и съемка фрагментов самолета. В ходе раскопок были найдены костные останки одного человека, предположительно, пилота. А также фрагменты одежды, обуви, боеприпасы.
Скоростной бомбардировщик СБ
В данный момент нами проводится документационная работа по установлению личностей военных летчиков, конечным результатом которой должен стать поиск родственников и процесс захоронения останков экипажа. Примечательно, что бомбардировщик, разбившийся примерно в 1938 году, довольно хорошо сохранился. Оба двигателя оказались практически целыми, а на крыльях и хвосте самолета сохранилась краска. Нашим отрядом было проведено две экспедиции на место гибели бомбардировщика. Планируется ещё одна, заключительная, в задачи которой входит доскональное исследование местности и сбор дополнительной информации, чтобы облегчить работу в архивах.
Ниже приводится полевой отчёт отряда по работе на месте катастрофы бомбардировщика СБ.
ОТЧЁТ ПО ПОЛЕВОЙ РАБОТЕ НА МЕСТЕ ГИБЕЛИ СОВЕТСКОГО СКОРОСТНОГО БОМБАРДИРОВЩИКА «СБ» ВВС ТОФ 16-18 мая
2008 года разведывательной группой поискового отряда «АвиаПоиск» в составе
3-х человек было проведено полевое изучение места катастрофы бомбардировщика
СБ в Партизанском районе Приморского края. Расположение
на местности. Самолёт. Оборудование
и вооружение. Экипаж. Вывод. |
УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТЕЙ ПОГИБШЕГО ЭКИПАЖА БОМБАРДИРОВЩИКА СБ ВВС ТОФ
Хвостовое
оперение
Вертикальный
руль с бортовым номером
Вертикальный
руль с бортовым номером
Вертикальный
руль с бортовым номером
Левый
двигатель
Здесь
покоился экипаж... Остатки фюзеляжа
Трёхлопастной
винт ВИШ-2
Плоскость
крыла
Хвостовое
оперение
Кислородный
баллон
Хвостовое
колесо шасси
Оторванная
хвостовая часть Ф-3
Диск
крыльевой стойки шасси
Патроны
7,62 мм к ШКАСам
Вертикальный
руль с бортовым номером
Плоскость
крыла и лонжероны
Плоскость
крыла. Видны факелодержатели
Лонжероны
крыла
Датчик
кислородного прибора КПА-3
Правый
двигатель
Правый
двигатель и лопасть винта
Винт
изменяемого шага ВИШ-2
Останки
экипажа, части снаряженияи личные вещи
Костные
останки экипажа и части снаряжения
Остатки
кожаной амуниции экипажа
Штурманская масштабирующая линейка среди останков
УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТЕЙ ПОГИБШЕГО ЭКИПАЖА БОМБАРДИРОВЩИКА СБ ВВС ТОФ |
ПРОСИМ ВСЕХ, КТО ДОБРОВОЛЬНО ЖЕЛАЕТ ПОМОЧЬ РАЗВИТИЮ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ НАШИХ ПРЕДКОВ, ОКАЗАТЬ МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ В ВИДЕ ЗАКУПКИ СНАРЯЖЕНИЯ, ПЕРЕГОВОРНЫХ УСТРОЙСТВ, МЕТАЛЛОИСКАТЕЛЕЙ И ПРОХОДИМОГО ТРАНСПОРТА ДЛЯ НАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ!
Технологическая схема бомбардировщика СБ
ВСЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ САМОЛЁТОВ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ВЗЯТЫ С САЙТА "УГОЛОК НЕБА"
Мы готовы принять в отряд людей, желающих безвозмездно помогать нам открывать неизвестные страницы Отечественной истории, ездить в таёжную местность, уточнять координаты аварий и катастроф самолётов и активно работать на местах гибели экипажей.
2007- 2009 (с). ПОАСО "ВладПодземСпас". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна!