Экспедиция и работа с погибшей летающей лодкой МБР-2 №133130 ВВС ТОФ

После шести неудачных поездок на поиски потерпевшего катастрофу в районе Ливадийского хребта морского ближнего разведчика МБР-2бис, на 7-й раз, наконец, он был найден нашей поисковой группой. Уникальная машина упала на южные склоны хребта, ориентировочно, в 1946 году и лежит там поныне. Экипаж, погибший вместе с самолётом, видимо, похоронен в санитарном захоронении, поблизости от места катастрофы, охотниками или лесниками. В первый разведзаход нам удалось установить место и предварительную версию катастрофы, а также провести небольшую отработку почвы в районе катастрофы. За отсутствием времени на длительные археологические проработки, экипаж не был найден, за исключением пряжек и скоб от парашютной системы. Повторные выезды и документационная работа должны расставить точки над i и установить точные подробности катастрофы и личности погибшего экипажа.

Морской ближний разведчик МБР-2 48-го разведывательного авиаполка ВВС ТОФ (аэродром Бяудэ, район Совгавани),
идентичный погибшему на Ливадийском хребте

В первый разведзаход наша группа провела на месте гибели разведчика около двух часов, в течение которых были проведены первоначальные раскопки и съемка фрагментов самолета. В ходе раскопок были найдены: бомбовое вооружение, элементы планера, стрелкового вооружения и парашютные пряжки на одного человека.

Весь экипаж летающей лодки МБР-2 (штурман в носовой турельной установке с пулемётом ШКАС, стрелок-радист и лётчик). Период 1942-1945 гг.

В данный момент нами проводится документационная работа по установлению личностей летчиков разведчика МБР-2, после которой, к летнему полевому сезону будет организована, как минимум, одна масштабная экспедиция к месту катастрофы самолёта, и найдены и вынесены останки экипажа. В заключительной части будет организован поиск родственников и торжественное захоронение останков экипажа. Летающая лодка, разбившаяся, примерно в 1946 году, довольно хорошо сохранилась. Двигатель оказался практически целым, а все конструкции планера и вооружения сохранились в отличном состоянии.

Ниже приводится отчёт по полевой работе отряда "АвиаПоиск" на месте гибели "амбарчика".


ОТЧЁТ ПО ПОЛЕВОЙ РАБОТЕ НА МЕСТЕ ГИБЕЛИ СОВЕТСКОГО
МОРСКОГО БЛИЖНЕГО РАЗВЕДЧИКА МБР-2 ВВС ТОФ

3-6 октября 2008 года разведывательной группой поискового отряда «АвиаПоиск» в составе пяти человек было проведено полевое изучение места катастрофы летающей лодки МБР-2 16-го отдельного разведывательного авиаполка ВВС ТОФ в Партизанском районе Приморского края.
Было выяснено, что самолёт лежит на юго-восточном склоне Ливадийского хребта, на высоте около 1200 м, в направлении полёта северо-запад, вероятно, для захода на посадку на аэродром базирования «Суходол».

Расположение на местности.
Расположение фрагментов разведчика на местности даёт представление о произошедшей катастрофе. Самолёт в плоско-горизонтальном полёте упал на ровную террасу на склоне сопки на скорости примерно 100-150 км/ч. Фюзеляж не сохранился, так как были выполнен целиком из дерева. Остекление фонаря кабины пилота, переплёт блистера стрелка-радиста, штурвал, плоскости, элероны, стойки шасси и хвостовое оперение лежат с разбросом не более 10 метров от центра удара самолёта о землю. Это говорит о том, что самолёт не врезался в склон, а рухнул на него плашмя, либо с дифферентом на нос.
Основная версия катастрофы, может рассматриваться, как предварительная. Дюралевые крышки капота правого двигателя не покрыты копотью, только одна крышка блока цилиндров прогорела насквозь в одном месте. Лопасти винта полностью целые, правая загнута на носке при ударе о землю, левая абсолютно целая, без царапин и зазубрин, характерных при ударах винта о землю и деревья. Это говорит о неработающем двигателе. Видимо, он не работал в момент падения самолёта. Сам двигатель АМ-34Н с креплениями и стойками в момент удара отлетел на расстояние около 10 метров от места падения самолёта по курсу полёта.
Можно сделать вывод об основной версии катастрофы – на гидроплане отказал мотор, самолёт тянул какое-то время по инерции, пытаясь спланировать и совершить вынужденную посадку на хребет, но затем полностью потерял скорость, клюнул носом и рухнул на деревья. Вторая версия – туман и ухудшение метеоусловий, в результате которых самолёт не смог вернуться на базу и врезался в склон хребта.

Самолёт.
Данная летающая лодка МБР-2 производства 31-го авиазавода им. Димитрова, была выпущена, ориентировочно, в 1936-37 году и имеет на узлах сборки заводской серийный номер 133130. Мотор поздних серий, АМ-34НБ с почти полностью целым радиатором водяного охлаждения. На моторе установлен алюминиевый двухлопастной винт изменяемого на земле шага, длиной 3 метра, и турбокомпрессор для автоматического запуска. Серийный номер мотора 2050. Весь самолёт имеет полевую зелёную окраску по верхней части фюзеляжа, и голубую по нижней части. Внутренняя поверхность обшивки имеет серую и синюю окраску. Элементы внутренней конструкции – лонжероны плоскостей и внутренние части крепежа двигателя имеют цвет хаки.
Единственный опознавательный знак – ярко-красная пятиконечная звезда на киле нанесена по трафарету кистью. Имеет широкую серебристую внутреннюю и тонкую красную внешнюю окантовки, что соответствует нормативам от 1942 года. Под верхним слоем краски проступает маленькая звезда без окантовок, что говорит о том, что самолёт переоформлялся в середине войны. Скорее всего, был приписан к 16-му отдельному разведывательному авиаполку ВВС ТОФ с аэродромом базирования в б. Суходол или Молельный Мыс.
Самолёт имел установленные стационарные стойки шасси с резиновыми амортизаторами для эксплуатации с земли. Покрышки не сохранились, за исключением стальных дисков со спицами.

Оборудование и вооружение.
Среди обломков были найдены радиостанции стрелка-радиста и радиополукомпас с датой выпуска «44 г.», бомбовый прицел штурмана с градуировкой, двойная штурвальная колонка с цепными приводами, педали, рычаги управления выпуском шасси и бомбосбрасывателями. Также, найдены три кислородных баллона с датами выпуска 1942 и 1944 гг.
Бомбовое вооружение, разбросанное среди обломков самолёта, представлено в виде "импровизированных" фугасных авиабомб, переделанных из артиллерийских снарядов, и, осетительных авиабомб САБ-15. Стрелкового вооружения (пулемёты ШКАС) не обнаружено. Найдены турели стрелка-радиста и штурмана. В районе расположения кабины стрелка-радиста небольшое количество целых гильз калибра 7,62 мм. На донышках стоит маркировка «38» (год выпуска).
Штурманское оборудование, переговорные устройства, приборы управления сбросом бомб, прицелы, приборы из приборной доски и сама приборная доска находятся среди обломков. Сиденья отсутствуют.

Экипаж.
Экипаж состоял из 3-х человек: пилот, штурман и стрелок-радист. Среди обломков самолёта в носовой части было найдено 10 фрагментов пристяжной парашютной системы ПЛ-3, вероятно, штурмана. Личного оружия, документов, вещей и останков экипажа не обнаружено по причине отсутствия времени на археологическую работу. Скорее всего, экипаж был похоронен охотниками в санитарном захоронении рядом с местом катастрофы.

Вывод.
Самолёт погиб, ориентировочно, в 1946 г., так как не значится в архивной справке по катастрофам в период 1942-1945гг., и лежит в труднодоступном таёжном массиве, что оберегает уникальную машину от разграбления. Ранее, вероятно, не находился военной поисковой партией, так как абсолютно все приборы, даже полностью целые на период гибели самолёта, лежат в обломках. Очень редко находился местными охотниками, забравшими с места катастрофы пулемёты ШКАС. Находили его единицы, так как последний пулемёт был унесён в 1998 году. Скорее всего, самолёт считается без вести пропавшим. 

Следующая задача отряда – установление личностей экипажа, вторичная длительная экспедиция на место катастрофы и последующая организация возможного захоронения экипажа.

Дорога к подножья хребта

Незаконные вырубки леса

Базовый лагерь у подножья хребта

Посуда от нашего генерального партнёра - компании "Эскпедиция"

Такие реки на всём маршруте поиска

Отряд готов к поиску

Продвигаемся к цели

Ориентируемся на местности

Иногда помогают портативные рации

Так мы увидели МБР-2 издалека

Двигатель АМ-34НБ

Нагнетатель мотора АМ-34НБ

Двухлопастной винт изменяемого на земле шага. Практически, целый

Кислородные баллоны экипажа

Здесь лежал фюзеляж

Здесь был фюзеляж

Осветительная авиабомба САБ-15

Киль и стабилизатор

Стационарная стойка шасси

Авиабомба из осколочно-фугасного снаряда

Авиабомба из осколочно-фугасного снаряда

Здесь лежал штурман...

Парашютная система штурмана

Радиостанция РСРМ-3

Шильда с датой выпуска станции радиополукомпаса РПКО-2

Место катастрофы

Киль с опознавательным знаком. На заднем плане видна маленькая звезда без окантовки

Приборная доска пилота

Закрылок и куски лонжеронов

Носовая стрелковая турель для пулемёта ШКАС

Каркас крыла

Водопад в районе места катастрофы

Осенний пейзаж ручьёв

Красоты Приморской тайги

Возвращение домой под дождём


ВСЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ САМОЛЁТОВ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ВЗЯТЫ С САЙТА "УГОЛОК НЕБА"


Мы готовы принять в отряд людей, желающих безвозмездно помогать нам открывать неизвестные страницы Отечественной истории, ездить в таёжную местность, уточнять координаты аварий и катастроф самолётов и активно работать на местах гибели экипажей.


2007- 2009 (с). ПОАСО "ВладПодземСпас". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна!

Hosted by uCoz