К августу 2009 года поисковым отрядом "АвиаПоиск" собраны подробные сведения о произошедшей 55 лет назад, трагедии, когда по ошибке, из-за отказа системы опознавания "свой-чужой", истребителями МиГ-15 был сбит торпедоносец Ту-14Т 49-го МТАП ВВС ТОФ, пилотируемый лётчиком, лейтенантом Валерием Мужжавлёвым.
Полёт группы торпедоносцев Ту-14Т
Эта нелепая
ошибка произошла ночью 3 декабря 1954 года над акваторией залива Петра Великого,
когда группа торпедоносцев Ту-14 возвращалась с учебных полётов над морем.
Самолёт Мужжавлёва шёл последним, с небольшим отставанием, и был засечён радарами
ПВО. На неоднократные запросы он не реагировал по причине того, что скорее
всего, на самолёте отказала система опознавания и радиосвязь.
На перехват торпедоносцу была поднята пара дежурных истребителей МиГ-15 ВВС
ТОФ, ведущий которой, подойдя ближе к самолёту, в темноте воспринял звёзды
на фюзеляже за натовские, и решив, что перед ним американская "Канберра",
под покровом ночи пристроившаяся к нашим самолётам, открыл огонь.
Торпедоносец
загорелся и, накренившись, круто ушёл вниз. Всё произошло очень быстро. Лётчики
МиГов не могли в темноте наблюдать падения Ту-14, и развернувшись, ушли на
аэродром. Радость и эйфория от сбитого "американца" вскоре сменились
горечью и болью, когда прошла сводка о не вернувшемся торпедоносце...
Ветераны 49-го минно-торпедного полка ВВС ТОФ помнят факт этой трагической
истории, и все 55 лет торпедоносец Валерия Николаевича Мужжавлёва считался
погибшим над морем. Экипаж никто не искал, разговоры об инциденте постарались
быстро свести к минимуму и устранить вовсе. По внутренним каналам Министерства
обороны спешно прошли указы и директивы, одной из которых стало задание ОКБ
Туполева нанести красные пятиконечные звёзды на киль самолётов Ту-14, чтобы
исключить подобные инциденты.
Прошло 54 года со дня трагической гибели экипажа торпедоносца Ту-14Т, и среди
отрогов горы Лысый Дед в Шкотовском районе Приморского края были найдены обгоревшие
и разорванные останки самолёта. Удалось сразу установить, что это Ту-14. Тогда
мы ещё не знали, что за самолёт нашли, и когда и кто на нём по погиб...
Почти год длилась переписка с архивом и поиск сведений по трём серийным номерам
найденного самолёта: 2901402, 2901403 и 2901404. И вот, в июле 2009 года
нами была получена справка из ЦВМА, где сказано, что на торпедоносце Ту-14Т
с серийным номером 2901403 погиб экипаж Валерия Мужжавлёва! Приводим ниже
текст справки и фото офицеров из личных дел ЦВМА.
Самолет
Ту-14 №2901403 ВВС ТОФ. экипаж
самолёта Ту-14 №2901403: Мужжавлёв Валерий
Николаевич 13.09.1932 – 03.12.1954 гг. Макричук Юрий
Григорьевич 26.01.1932 – 03.12.1954 гг. Василюк Евгений
Николаевич 18.08.1932 – 03.12.1954 гг. |
В справке нет
ни слова о факте сбития своими же самолётами. Последняя фраза о захоронении
экипажа на кладбище в с. Кневичи заставила нас подробнее "потянуть эту
нить", и проверка этого факта дала свои плоды. Ветераны 49-го МТАП ВВС
ТОФ, которые служили в 1950-х годах и помнили молодой экипаж, впервые
слышат о том, что ребят хоронили. С самого начала было известно,
что торпедоносец упал в море, никаких поисков поэтому не производилось. Всё
было сделано оперативно и "чисто" - командование ТОФ и ВВС ТОФ отправили
родственникам бумаги о захоронении экипажа, "погибшего при исполнении
служебных обязанностей", а во внешних приказах и документах отписались
о церемонии захоронения.
На кладбище с. Кневичи никогда не было могилы экипажа Ту-14Т №2901403,
об этом знает и сельсовет, где хранятся книги учёта захоронения, и ветераны
49-го МТАП.
Полностью опровергает факт захоронения нахождение нашим проводником Валерием
Филем в июне 2009 года на месте катастрофы Ту-14 фрагментов костных останков
и ременных пряжек экипажа...
В сентябре на место катастрофы будет проведена полномасштабная полевая экспедиция, после которой экипаж будет по-настоящему захоронен.
|
|
Валерий Николаевич Мужжавлёв Юрий Григорьевич Макричук
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ПОГИБШИМ ЛЁТЧИКАМ...
Мы готовы принять в отряд людей, желающих безвозмездно помогать нам открывать неизвестные страницы Отечественной истории, ездить в таёжную местность, уточнять координаты аварий и катастроф самолётов и активно работать на местах гибели экипажей.
2007- 2009 (с). ПОАСО "ВладПодземСпас". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна!