Установление подробностей катастрофы и личностей экипажа торпедоносца Ту-14Т №2901403
49-го минно-торпедного авиаполка ВВС ТОФ.


К августу 2009 года поисковым отрядом "АвиаПоиск" собраны подробные сведения о произошедшей 55 лет назад, трагедии, когда по ошибке, из-за отказа системы опознавания "свой-чужой", истребителями МиГ-15 был сбит торпедоносец Ту-14Т 49-го МТАП ВВС ТОФ, пилотируемый лётчиком, лейтенантом Валерием Мужжавлёвым.


Полёт группы торпедоносцев Ту-14Т

Эта нелепая ошибка произошла ночью 3 декабря 1954 года над акваторией залива Петра Великого, когда группа торпедоносцев Ту-14 возвращалась с учебных полётов над морем. Самолёт Мужжавлёва шёл последним, с небольшим отставанием, и был засечён радарами ПВО. На неоднократные запросы он не реагировал по причине того, что скорее всего, на самолёте отказала система опознавания и радиосвязь.
На перехват торпедоносцу была поднята пара дежурных истребителей МиГ-15 ВВС ТОФ, ведущий которой, подойдя ближе к самолёту, в темноте воспринял звёзды на фюзеляже за натовские, и решив, что перед ним американская "Канберра", под покровом ночи пристроившаяся к нашим самолётам, открыл огонь.
Торпедоносец загорелся и, накренившись, круто ушёл вниз. Всё произошло очень быстро. Лётчики МиГов не могли в темноте наблюдать падения Ту-14, и развернувшись, ушли на аэродром. Радость и эйфория от сбитого "американца" вскоре сменились горечью и болью, когда прошла сводка о не вернувшемся торпедоносце...

Ветераны 49-го минно-торпедного полка ВВС ТОФ помнят факт этой трагической истории, и все 55 лет торпедоносец Валерия Николаевича Мужжавлёва считался погибшим над морем. Экипаж никто не искал, разговоры об инциденте постарались быстро свести к минимуму и устранить вовсе. По внутренним каналам Министерства обороны спешно прошли указы и директивы, одной из которых стало задание ОКБ Туполева нанести красные пятиконечные звёзды на киль самолётов Ту-14, чтобы исключить подобные инциденты.

Прошло 54 года со дня трагической гибели экипажа торпедоносца Ту-14Т, и среди отрогов горы Лысый Дед в Шкотовском районе Приморского края были найдены обгоревшие и разорванные останки самолёта. Удалось сразу установить, что это Ту-14. Тогда мы ещё не знали, что за самолёт нашли, и когда и кто на нём по погиб...

Почти год длилась переписка с архивом и поиск сведений по трём серийным номерам найденного самолёта: 2901402, 2901403 и 2901404. И вот, в июле 2009 года нами была получена справка из ЦВМА, где сказано, что на торпедоносце Ту-14Т с серийным номером 2901403 погиб экипаж Валерия Мужжавлёва! Приводим ниже текст справки и фото офицеров из личных дел ЦВМА.

Самолет Ту-14 №2901403 ВВС ТОФ.

Приказом командующего ВВС ТОФ от 27 января 1955 года №015 самолёт Ту-14 №2901403 списан с учёта, как непригодный к дальнейшей эксплуатации в результате катастрофы.
Приказом командира 49 МТАП от 7 декабря 1954 г. №0510 исключены из списков части, погибшие 3 декабря 1954 года при исполнении служебных обязанностей следующие военнослужащие:

экипаж самолёта Ту-14 №2901403:
- лётчик лейтенант Мужжавлёв Валерий Николаевич
- штурман лейтенант Макричук Юрий Григорьевич
- воздушный стрелок-радист матрос Василюк Евгений Николаевич

Приказом командующего ТОФ от 25 декабря 1954 года №0784 лейтенанты Мужжавлёв Валерий Николаевич и Макричук Юрий Григорьевич исключены из списков офицерского состава, ввиду смерти. Погибли при катастрофе самолёта 3 декабря 1954 года. Похоронены 7 декабря на кладбище с. Кневичи Шкотовского района Приморского края.

Мужжавлёв Валерий Николаевич 13.09.1932 – 03.12.1954 гг.
Ивановская область, г. Иваново
холост.
Сведений о родителях нет.

Макричук Юрий Григорьевич 26.01.1932 – 03.12.1954 гг.
Днепропетровская область, г. Кривой Рог
холост
Сведений о родителях нет.

Василюк Евгений Николаевич 18.08.1932 – 03.12.1954 гг.
г. Саратов.
холост
Местожительство до призыва: г. Вольск, МТС, дом 27.
Мать: Василюк В. С. 1902 г.р.

В справке нет ни слова о факте сбития своими же самолётами. Последняя фраза о захоронении экипажа на кладбище в с. Кневичи заставила нас подробнее "потянуть эту нить", и проверка этого факта дала свои плоды. Ветераны 49-го МТАП ВВС ТОФ, которые служили в 1950-х годах и помнили молодой экипаж, впервые слышат о том, что ребят хоронили. С самого начала было известно, что торпедоносец упал в море, никаких поисков поэтому не производилось. Всё было сделано оперативно и "чисто" - командование ТОФ и ВВС ТОФ отправили родственникам бумаги о захоронении экипажа, "погибшего при исполнении служебных обязанностей", а во внешних приказах и документах отписались о церемонии захоронения.
На кладбище с. Кневичи никогда не было могилы экипажа Ту-14Т №2901403, об этом знает и сельсовет, где хранятся книги учёта захоронения, и ветераны 49-го МТАП.

Полностью опровергает факт захоронения нахождение нашим проводником Валерием Филем в июне 2009 года на месте катастрофы Ту-14 фрагментов костных останков и ременных пряжек экипажа...

В сентябре на место катастрофы будет проведена полномасштабная полевая экспедиция, после которой экипаж будет по-настоящему захоронен.



Валерий Николаевич Мужжавлёв                                         Юрий Григорьевич Макричук

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ПОГИБШИМ ЛЁТЧИКАМ...


Мы готовы принять в отряд людей, желающих безвозмездно помогать нам открывать неизвестные страницы Отечественной истории, ездить в таёжную местность, уточнять координаты аварий и катастроф самолётов и активно работать на местах гибели экипажей.


2007- 2009 (с). ПОАСО "ВладПодземСпас". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна!

Hosted by uCoz