Экспедиция и работа с погибшим бомбардировщиком СБ ВВС ТОФ

В апреле 2008 года к нам обратились сотрудники Партизанского военкомата с просьбой осмотреть место гибели бомбардировщика в Партизанском районе. Нами было приянто решение уточнить координаты катастрофы и провести полевую работу.

История погибшего в приморском лесу Скоростного Бомбардировщика началась очень давно, когда в 1964 году 15-летний охотник Володя Понуровский, забравшись в глухую тайгу, случайно наткнулся на самолет, врезавшийся в вершину сопки на высоте около 1200 метров над уровнем моря. После этого еще несколько местных жителей – охотники, корневщики – в разные годы попадали на место гибели СБ, но факт столь интересной и важной для военной истории Приморья находки не доходил до официальных органов или историков. Отрывок военной истории Тихоокеанского флота оставался в забвении до мая 2008 года.

Скоростной бомбардировщик СБ в стандартной серебристой окраске, образца 1930-х годов.
Жёлтый верх вертикального руля поворота - отличительный знак эскадрильи

В первый заход наша группа провела на месте гибели бомбардировщика более трех часов, в течение которых были проведены первоначальные раскопки и съемка фрагментов самолета. В ходе раскопок были найдены костные останки одного человека, предположительно, пилота. А также фрагменты одежды, обуви, боеприпасы.

Скоростной бомбардировщик СБ

В данный момент нами проводится документационная работа по установлению личностей военных летчиков, конечным результатом которой должен стать поиск родственников и процесс захоронения останков экипажа. Примечательно, что бомбардировщик, разбившийся примерно в 1938 году, довольно хорошо сохранился. Оба двигателя оказались практически целыми, а на крыльях и хвосте самолета сохранилась краска. Нашим отрядом было проведено две экспедиции на место гибели бомбардировщика. Планируется ещё одна, заключительная, в задачи которой входит доскональное исследование местности и сбор дополнительной информации, чтобы облегчить работу в архивах.

Ниже приводится полевой отчёт отряда по работе на месте катастрофы бомбардировщика СБ.


ОТЧЁТ ПО ПОЛЕВОЙ РАБОТЕ НА МЕСТЕ ГИБЕЛИ СОВЕТСКОГО СКОРОСТНОГО БОМБАРДИРОВЩИКА «СБ» ВВС ТОФ

16-18 мая 2008 года разведывательной группой поискового отряда «АвиаПоиск» в составе 3-х человек было проведено полевое изучение места катастрофы бомбардировщика СБ в Партизанском районе Приморского края.
Было выяснено, что самолёт лежит на северо-восточном склоне горы, на высоте около 1200 м, в направлении полёта северо-восток – юго-запад, вероятно, для захода на посадку на аэродром базирования «Николаевка», либо по оси полёта с правым разворотом от аэродрома.
Вторая экспедиция была организована 6-8 июня 2008 года группой из 5-и человек. В ходе вторичной экспедиции была установлена ориентировочная причина катастрофы и извлечена часть останков экипажа.

Расположение на местности.
Расположение фрагментов бомбардировщика на местности даёт представление о произошедшей катастрофе. Самолёт в горизонтальном полёте врезался в склон сопки на скорости 250-300 км/ч, так как фюзеляж и центроплан не сохранились. Фонарь кабины пилота, переплёт кабины штурмана, штурвал, части плоскостей, элеронов и обшивки фюзеляжа отлетели при ударе на 15 метров выше по склону.
Дюралевые крышки капота правого двигателя покрыты копотью и в нескольких местах прогорели насквозь, также оплавлена одна из лопастей, которая в момент удара о грунт имела положение вертикально по центру. Вторая лопасть при ударе отломилась и лежит рядом, третья абсолютно целая, что говорит о неработающем двигателе. На левом двигателе все три лопасти скручены, треснуты и разбиты у самого основания, что говорит о том, что винт работал с нагрузкой на повышенных оборотах.
Можно сделать вывод об основной версии катастрофы – на бомбардировщике горел правый двигатель (что было частой проблемой на ранних сериях СБ), самолёт тянул на одном левом, нагружая его, но постепенно терял высоту и скорость, в результате чего врезался в склон сопки. Экипаж, видимо, пытался вытянуть высоту и перевалить хребет, чтобы на пологом планировании приблизиться к аэродрому и спасти машину. Также, возможно, пожар возник неожиданно быстро, в результате чего, экипаж не успел принять необходимые меры для удержания самолёта, и он резко снизился.
Вторая версия, менее рассматриваемая – туман и ухудшение метеоусловий, в результате которых самолёт не смог вернуться на базу

Самолёт.
Бомбардировщик производства 22-го авиазавода, собран из запчастей самолётов трёх серий, был выпущен, ориентировочно, во втором квартале 1937 года и имеет на узлах сборки заводские серийные номера 15/43, 16/43, 15/34. Предположительно, мог ремонтироваться, в результате чего на самолёте менялись основные узлы. Моторы ранних серий, вероятно М-100А (либо, ранние М-103). Точный тип установить не удалось, так как таблички с номерами и типом, сняты с картеров. На моторах установлены трёхлопастные винты изменяемого шага ВИШ-2. Окраска отсутствует по всей площади фюзеляжа, что характерно для самолётов этого типа первых серий. Все поверхности покрыты ровным слоем окисления. Внутренняя поверхность обшивки также не окрашивалась и имеет ровный слой окисления. Опознавательные знаки нанесены по трафарету кистью, без белых или чёрных окантовок, что соответствует довоенным нормативам. На вертикальном руле тёмно-зелёной краской нанесён тактический строевой номер «8» с красной окантовкой, ранее самолёт числился по номеру «4», так как этот номер виден под нанесённой "восьмёркой". Над номером нанесён отличительный знак подразделения – красный горизонтальный прямоугольник с тёмно-зелёной окантовкой.
На правой плоскости вертикального руля красной краской нанесена плохо читаемая надпись «Вечная память лётчикам, погибшим при катастрофе 23 /.. 38», сделанная достаточно давно.

Оборудование и вооружение.
Среди обломков были найдены остатки радиостанции стрелка-радиста, обломок штурманской масштабирующей линейки, пятка бомбового прицела с градуировкой, штурвал с цепными приводами, педали и рычаги управления выпуском шасси. Также, найдены два кислородных баллона с датами выпуска 1934 и 1936 гг.
Бомбового, стрелкового вооружения не обнаружено. Найдены закрепляющие части турелей стрелка-радиста и штурмана, что говорит о том, что пулемёты были сняты намного позже после катастрофы. Найдено сиденье турели стрелка-радиста. В районе расположения кабин штурмана и стрелка-радиста большое количество целых сохранившихся, но сильно корродированных патронов калибра 7,62 мм. На донышках стоит маркировка «38» (год выпуска). Патроны двух типов – трассирующие и зажигательные. Использовать их в охотничьих целях категорически запрещено по причине усиленного заряда.
Также, в районе носовой турели найдено большое количество фрагментов гибкого лентоприёмника из нержавеющей стали, обшитого тонкой кожей для предохранения от обмерзания на больших высотах.
Штурманское оборудование, переговорные устройства, приборы управления сбросом бомб, прицелы, приборы из приборной доски были сняты и унесены, вероятно сотрудниками ФСБ Николаевки, как «секретное оборудование». Это обстоятельство вызывает улыбку, как минимум. Сиденье пилота с бронеспинкой отсутствует.

Экипаж.
Экипаж состоял из 3-х человек: пилот, штурман и стрелок-радист. Среди обломков самолёта были найдены 105 фрагментов человеческих костных останков экипажа. Среди них кости рук с локтевыми суставами, бедренные, берцовые, лицевые, реберные, позвоночные, фаланги пальцев рук и ног, тазовые кости. Также, найдено 14 металлических фрагментов пристяжной парашютной системы и ремней безопасности кресел. Кроме того, найдены остатки лётных очков, наушников, застёжек планшетов и большое количество обрывков кожаного обмундирования и обуви.
Личного оружия, документов и вещей экипажа обнаружено не было

Вывод.
Самолёт неоднократно находился охотниками и систематически разграблялся. Основная часть приборов и оборудования отсутствовало по неизвестной причине, в результате чего установление данных по катастрофе и личностей экипажа существенно усложнилось. Во всяком случае, винить экипаж в том, что они не спасли самолёт, бессмысленно и нечеловечно.

Вторичная задача – установление личностей и организация захоронения экипажа.

УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТЕЙ ПОГИБШЕГО ЭКИПАЖА БОМБАРДИРОВЩИКА СБ ВВС ТОФ

Хвостовое оперение

Вертикальный руль с бортовым номером

Вертикальный руль с бортовым номером

Вертикальный руль с бортовым номером

Левый двигатель

Здесь покоился экипаж... Остатки фюзеляжа

Трёхлопастной винт ВИШ-2

Плоскость крыла

Хвостовое оперение

Кислородный баллон

Хвостовое колесо шасси

Оторванная хвостовая часть Ф-3

Диск крыльевой стойки шасси

Патроны 7,62 мм к ШКАСам

Вертикальный руль с бортовым номером

Плоскость крыла и лонжероны

Плоскость крыла. Видны факелодержатели

Лонжероны крыла

Датчик кислородного прибора КПА-3

Правый двигатель

Правый двигатель и лопасть винта

Винт изменяемого шага ВИШ-2

Останки экипажа, части снаряженияи личные вещи

Костные останки экипажа и части снаряжения

Остатки кожаной амуниции экипажа

Штурманская масштабирующая линейка среди останков

УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТЕЙ ПОГИБШЕГО ЭКИПАЖА БОМБАРДИРОВЩИКА СБ ВВС ТОФ

ПРОСИМ ВСЕХ, КТО ДОБРОВОЛЬНО ЖЕЛАЕТ ПОМОЧЬ РАЗВИТИЮ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ НАШИХ ПРЕДКОВ, ОКАЗАТЬ МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ В ВИДЕ ЗАКУПКИ СНАРЯЖЕНИЯ, ПЕРЕГОВОРНЫХ УСТРОЙСТВ, МЕТАЛЛОИСКАТЕЛЕЙ И ПРОХОДИМОГО ТРАНСПОРТА ДЛЯ НАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ!


Технологическая схема бомбардировщика СБ

ВСЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ САМОЛЁТОВ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ВЗЯТЫ С САЙТА "УГОЛОК НЕБА"


Мы готовы принять в отряд людей, желающих безвозмездно помогать нам открывать неизвестные страницы Отечественной истории, ездить в таёжную местность, уточнять координаты аварий и катастроф самолётов и активно работать на местах гибели экипажей.


2007- 2009 (с). ПОАСО "ВладПодземСпас". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна!

Hosted by uCoz