Установление подробностей катастрофы и личностей экипажа бомбардировщика СБ №15/43
34-го бомбардировочного авиаполкаВВС ТОФ.


В сентябре 2008 года нами были получены справки из РГАВМФ, где говорится о подробностях, произошедшей 70 лет назад, катастрофы бомбардировщика СБ ВВС ТОФ. Ниже приводим цитаты официальных документов.

Сообщаем, что по Вашему запросу в РГАВМФ выявлены следующие сведения:

Самолет СБ № 15/43 3-й авиаэскадрильи 34-го авиаполка ВВС ТОФ, пилотируемый летчиком И. Г. КУЛИЧЕНКО, в состав экипажа которого входили старший летчик-наблюдатель М. А. САМОЙЛЕНКО и стрелок-радист Ф. С. БАСЮБИН, потерпел катастрофу и погиб 23 августа 1938 г. на высоте 1361,2м в 12 километрах северо-восточнее д. Николаевка.

Краткие данные о составе экипажа:

КУЛИЧЕНКО Илья Гордеевич, лейтенант, 1905 г. рождения, рабочий, член ВКП(б). В РККA с 1927 г. Окончил 11-ю военную школу пилотов в 1932 г. Приказом НКО по личному составу № 0655 от 9 мая 1935 г. назначен младшим летчиком 22-й легкобомбардировочной авиаэскадрильи. Приказом НКО № 01121/п от 19 марта 1936 г. ему было присвоено звание лейтенанта. Приказом по ТОФ по личному составу № 0186 от 13 мая 1938 г. он был назначен старшим летчиком 3-й авиаэскадрильи 34-го авиаполка ВВС ТОФ.

САМОЙЛЕНКО Макар Антонович, лейтенант, 1907 г. рождения, рабочий, член ВКП(б). В РККА с 1929 г. Окончил Военную школу летчиков-наблюдателей в 1936 г. в звании воентехника 2 ранга. Приказом НКО по личному составу № 02148 от 5 ноября 1936 г. назначен младшим летчиком-наблюдателем 52-й легкобомбардировочной авиэскадрильи ТОФ. Приказом, НКВМФ по личному составу № 01243 от 8 мая 1938 г. ему присвоено звание лейтенанта. Приказом по ТОФ по личному составу № 0186 от 13 мая 1938 г. он был назначен старшим летчиком-наблюдателем 3-й авиэскадрильи 34-го авиаполка ВВС ТОФ.

БАСЮБИН, Федор Степанович, 1916 г. рождения, рабочий, член ВЛКСМ, срока службы 1937г. 22 февраля 1938 г. окончил 8-ю школу младших авиаспециалистов по курсу стрелка-радиста и после сдачи испытаний и стажировки в частях ВВС произведен в звание старшины МК-3 с назначением на должность по специальности в части ВВС ТОФ.

Ниже приводится выписка из сводки о лётных происшествиях

ВНЕОЧЕРЕДНАЯ СВОДКА
ЛЁТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В ЧАСТЯХ ВВС ТОA за Август и Сентябрь м-цы 1938 г.
К А Т А С Т Р О Ф Ы.

3-АЭ. 34 АП СБ.

23.8.38 г. на с-те СБ № 15/43 при выполнении комплексного полёта - к-р корабля Куличенко, штурман Самойленко и стрелок-радист Басюбин на высоте 1200 мт, - при горизонтальном полёте с работающим мотором врезались в сопку. Самолёт сгорел, экипаж погиб.
     При обследовании места катастрофы обнаружено: Курс самолёта 250°, высота сопки 1200.
Время происшествия 12 часов. По характеру удара винтов по деревьям, моторы работали нормальной эксплуатационной мощностью, найденный счетчик оборотов показывает 2000-об./мин. Прямолинейннй полёт определяет характерный срез деревьев. Шасси в полете были убраны.
     Есть основания предполагатъ, что c-т находился в сильном нисходящем потоке воздуха, в следствие чего провалился, т.к. пройденная им до этого сопка выше на 100 мт. места падения с-та и расстояние от первой сбитой верхушки дерева до места падения всего 30 метров.

И Приказ Командующего Тихоокеанским флотом, Кузнецова Н. Г.

ПРИКАЗ

ПО ТИХООКЕАНСКОМУ ФЛОТУ


Содержание: О катастрофе самолёта СБ в/ч. №8088 (34БАП - прим. ред.)

13/09/1938 г.                       № 0395                  г. Владивосток

    23.8.38 г. самолет СБ в/ч. №8088, пилотируемый летчиком Лейтенантом КУЛИЧЕНКО, с летнабом САМОЙЛЕНКО, стрелком-радистом БАСЮБИНЫМ, при выполнении комплексного полета в районе аэродрома, к истечению заданного на полет времени на аэродром не вернулся. После длительных поисков, затруднявшихся плохой погодой, 28.8 самолет был обнаружен на высоте 1361,2, что в 12 км. северо-восточнее аэродрома НИКОЛАЕВКА, ниже вершины на 160 мт. При обследовании на месте - УСТАНОВЛЕНО: С-т разрушен и сгорел, экипаж полностью погиб при катастрофе. Положение с-та на сопке и почти полное отсутствие срезанных деревьев по его курсу (срезано всего пять верхушек в 15 мт. от места падения), - указывают, что с-т находясь в линии горизонтального полета, как бы неожиданно провалился. Перед падением с-т шел курсом 250°, в общем направлении на НИКОЛАЕВКУ. По найденному счётчику оборотов мотора с остановившейся стрелкой на 2000 об./минуту видно, что моторы перед падением работали и с-т шел со скоростью 280-290 км/ч. Часовая стрелка найденного циферблата показывала 12 час. с минутами (минутная, стрелка отсутствовала).

Задание на полёт экипажу тов. КУЛИЧЕНКО, поставленное врид К-ром в/ч. №8088 капитаном ИВАНОВЫМ состояло:
     Полёт на высоту 5000 мт. (третий по счету), бомбометание с высоты 3000 мт., а при усилении облачности разрешалось до 1000 мт., стрельбы по рукаву на высоте 2000 мт., буксировка рукава для с-та летчика КОРНЕЕВА и двухсторонняя связь. По плановой таблице на полигон тов. КУЛИЧЕНКО должен был прийти в 12°°. К этому времени над полигоном и над хребтами гор развилась мощно-кучевая облачность в 6 балл, толщиной до2000 мт., нижней частью закрывая вершины наиболее высоких гор Макаровского Хребта. Полигон время от времени закрывало проходившей облачностью, создавая невозможные условия для бомбометания. В 12.10 летчик тов. КОРНЕЕВ делая заход на бомбометание, видел второй с-т, ходивший на Н-3000 мт. Этот с-т мог быть только с-том тов. КУЛИЧЕНКО, т.к. других с-тов в это время, на полигоне не было.

     Видимо, будучи вынужденным отказаться от бомбометания на высоте 3000 мт., тов. КУЛИЧЕНКО, имея задание бомбить на более низких высотах до 1000 мт. Включительно, решил снизиться до высоты, позволяющей производить бомбометание. Приняв решение снижаться в окно между облаками в одну из долин, при проходе хребта, нисходящим потоком был брошен на высоту 1361,2. Возможно также, что при снижении был зажат облаками между горами, и в облачности или возле нее был брошен на сопку нисходящим потоком.
     Наличие перед-фронтальной погоды с быстро нараставшей мощно-кучевой (кучево-дождевой) облачностью, создавших, непосредственно над горами, болтанку исключительной силы - допускают – бросок с-та при прохождении им нисходящего потока и при подходе к облакам.


      В практике полетов в районе Макаровского Хребта и горы Педан в аналогичную погоду наблюдались броски с-та до 400 мт.
Эти особенности погоды не были учтены ни Командованием эскадрильи, ни метеорологической станцией полка. Лётный же состав, будучи малограмотным в метеорологии, не может правильно оценить обстановку погоды и сделать отсюда выводы для полета. В этот же день в той же эскадрильи около 12 часов, летчик ЗОЛОТУХИН самовольно зашел в мощно-кучевое облако. В результате, сильным ударом потока воздуха у него выбило штурвал из рук, с-т перешел в крутую спираль. Штурман КОВТУН, услышав команду, которую он принял за команду "ПРЫГАЙ", открыл люк и выпрыгнул с парашютом, благополучно приземлился в 12-15 км. от аэродрома. ЗОЛОТУХИН выправил положение с-та и вышел из облаков. Этот безобразный случай недисциплинированности ЗОЛОТУХИНА, чуть не повлекший за собой вторую катастрофу, весьма наглядно подтверждает отсутствие у личного состава элементарного представления об особенностях мощно-кучевой облачности и элементарного понимания погоды вообще.

     Больше того, произведённой проверкой Командующим ВВС знаний метеорологии у старшего и высшего командного состава ВВС ТОФ - обнаружены у значительного большинства весьма слабые знания.
Организация полетов в в/ч. №8088 по-прежнему является одним из слабых мест. В данном случае Капитан ИВАНОВ, давая задание на полёт, исключительно легкомысленно отнесся к постановке задания, допуская высоту бомбометания до 1000 мт. при наличии в районе полигона сопок до 1500 мт высотой.
Военком в/ч. №8088/3, Ст. политрук тов. РЕЗНИЧЕНКО, также, как и к-р отнёсся спокойно к заданию, а не реагировал на него
     Слепые полеты и ночные полеты в в/ч. №8088/3, да и во всей в/ч. №8088 в загоне. На с-те Р-6 летчики почти не имеют налёта, а на СБ отсутствует совершенно. Слабая организация полетов, метеорологическая неграмотность, медленное обучение полёту в сложных условиях, продолжающаяся в полку расхлябанность и недисциплинированность во всех звеньях командно-лётного состава – являются основными препятствиями ликвидации аварийности.

П Р И К А З Ы В А Ю

    К-ру в/ч. №8088 и командирам всех авиачастей в месячный срок со дня получения настоящего приказа, изучить со всем лётным составом курс метеорологии с оценкой не ниже «ХОРОШО».
     Командующему ВВС принять через месяц повторный зачёт от всех командиров в/частей и соединений и их начальников штабов, доложив персонально о каждом к-ре Военсовету.
Командирам в/частей лично принять через месяц зачёты от командиров подразделений и начальников штабов – доложить персонально о каждом Командующему ВВС
      Командующему ВВС ежемесячно докладывать Военному Совету по частям о налете: ночном, слепом, в облаках и высотном, подводя итоги специальным приказом, с выводами в адрес к-ров частей и соединений.
      К-ру в/ч. №4056 Полковнику РОЖКОВУ и Военкому Полковому Комиссару тов. ПУРНИК, навести, наконец, большевисткий порядок и железную воинскую дисциплину в подчинённых частях. Прекратить сиденье в кабинетах, бывать в в/частях, учить на месте организации полётов и решению основных задач боевой подготовки.
      К-ру в/ч. №8088, Майору ОСИПОВУ и Военкому Полковому Комиссару КОЖЕМЯКО, за отсутствие надлежащей организации полётов в части и дисциплины среди лётного состава, за медленное движение в слепой, ночной и высотной подготовке, объявляю ВЫГОВОР.
      Врид к-ра в/ч. №8088, Капитана ИВАНОВА за плохую организацию полётов арестовать на 3-ое суток.
      Военкому в/ч №8088, Ст. Политруку РЕЗНИЧЕНКО за плохой контроль лётной подготовки объявляю ВЫГОВОР.

КОМАНДУЮЩИЙ ТИХООКЕАНСКИМ ФЛОТОМ,
ФЛАГМАН 2 РАНГА,
/КУЗНЕЦОВ./

ЧЛЕН ВОЕНСОВЕТА ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА,
КОРПУСНОЙ КОМИССАР,
/ЛАУХИН./

НАЧАЛЬНИК ШТАБА ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА,
КАПИТАН 3 РАНГА,
/БОГДЕНКО./


Исполнен 28/IX – 38г.

Также, даётся краткая справка по технической части самолёта

Бомбардировщик СБ №15/43, изготовлен: г. Москва, завод №22 17.9.37г.;
Моторы М-100А НР 860, степень сжатия 5,8; изготовлены: Завод им. Павлова 27.8.37г.;
номера моторов: правый - №2562, левый - №2537;
Самолёт эксплуатировался с 19.11.37г., работа моторов: в воздухе - 40 ч. 42 мин., на земле - 18 ч. 34 мин.;
Налёт самолёта: 26 лётных дней, в ремонте не был.
Лётчик Куличенко имел на данном самолёте налёт: 21 час 19 минут.
Общее состояние самолёта на момент происшествия: самолёт и моторы разбиты и сгорели на 100%.

Теперь основная задача отряда "АвиаПоиск" - поиск родственников погибшего экипажа и организация захоронения

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ПОГИБШИМ ЛЁТЧИКАМ...


Мы готовы принять в отряд людей, желающих безвозмездно помогать нам открывать неизвестные страницы Отечественной истории, ездить в таёжную местность, уточнять координаты аварий и катастроф самолётов и активно работать на местах гибели экипажей.


2007- 2009 (с). ПОАСО "ВладПодземСпас". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна!

Hosted by uCoz