Экспедиция и работа с погибшим торпедоносцем Ил-28Т №3800109 ВВС ТОФ

14-16 июля 2008 года отрядом "АвиаПоиск" была проведена полевая экспедиция в Шкотовский район Приморского края на место гибели двух погибших торпедоносцев: Ту-14Т и Ил-28Т, погибших в 1950-х годах. Это одни из первых реактивных самолётов, поступивших на вооружение частей ВВС ТОФ. На месте гибели обоих самолётов были обнаружены останки экипажей.

Сведения об этих самолётах нам сообщил один из жителей г. Большой Камень, Валерий Филь, которому старики рассказывали о произошедших катастрофах. Он и выступил в роли проводника для поискового отряда. В разные годы мальчишки из ближайших деревень бегали на сопки и приносили 23-мм снаряды от пушек, до тех пор, пока пара таких снарядов, брошенных в костёр, не убила одного из них.

Бомбардировщик Ил-28

Наш проводник Валерий рассказал нам, что местные жители смутно помнят катастрофу Ил-28Т на Лысом Деде, а один из косвенных очевидцев называл фамилию Кулешов. Машину нашли через большой промежуток времени охотники, которые приносили в близлежащие деревни части снаряжения и амуниции. С течением времени часть останков экипажа была частично растаскана дикими животными. Слухи о погибших лётчиках дошли до сельсовета и на вершину горы организовали комиссию из представителей посёлков ивоенных. Фрагментированные останки лётчиков собрали и уложили в санитарное захоронение, над которым водрузили металлическую пирамидку памятника со звездой, якорем и торпедой - символом минно-торпедной авиации. Видимо, комиссия посчитала останки людей чересчур тяжёлыми, чтобы забрать и достойно захоронить на кладбище, тем более, что в расположенном рядом с. Новороссия и с. Романовка похоронено большое количество погибших лётчиков, вынесенных с мест гибели самолётов на окрестных сопках.

Подготовка реактивной авиационной торпеды РАТ-52 к подвеске на торпедоносец Ил-28Т ВВС ТОФ

14 июля 2008 года останки экипажа были нами полностью извлечены, вместе со всеми личными вещами и предметами экипировки. Тела в санитарном захоронении были завёрнуты в резиновую спасательную лодку. Берцовые и бедренные кости ног лётчиков стояли в яме вертикально, что натолкнуло на мысли о том, что тела при ударе сильно разбросало. В месте захоронения найдены три погона старшего лейтенанта, что говорит о том, что штурман самолёта, как и лётчик, тоже имел звание ст. лейтенант. На обрывках одежды был найден значок 2-й степени ГТО.

Обломки торпедоносца разбросаны по склону горы на площади около 200 квадратных метров, и судя по этой площади, можно сказать, что при ударе машина разлетелась на основные фрагменты: крылья, хвост и двигатели, остальное рассеялось мелкими россыпями по окрестным кустам и камням.



Серийный номер самолёта на хвостовом оперении


Оторванный киль самолёта


Изуродованный туристами и сборщиками металла киль самолёта


Фрагмент переплёта остекления фонаря штурмана


Основная стойка шасси


Разорванная мотогондола и ниша шасси


Сопло турбины


Кормовой люк стрелка-радиста


Оторванное хвостовое оперение


Фрагменты фюзеляжа и крыльев на месте катастрофы


Корпус прибора слепого бомбометания (радиолокационный прицел) ПСБН-М


Инструмент из внутреннего ЗИПа


Пульт управления радиолокатором


Пульт управления радиолокатором


Фрагмент мотогондолы


Фрагмент мотогондолы и крыла


Хвостовое оперение с оторванным стабилизатором


Корпус авиационного фотоаппарата АФА


23-мм кормовая пушка НР-23


Фрагмент плоскости


Памятный знак на месте катастрофы торпедоносца


Разорванная мотогондола, отброшенная на 100 метров от места катастрофы


23-мм снаряд пушки НР-23


Надпись на камнях "Вечная память погибшим военным лётчикам"


Погон старшего лейтенанта


Извлечение останков погибшего экипажа


Извлечение останков погибшего экипажа


Останки погибшего экипажа...


Их могли найти сразу...


Склон места катастрофы

12 мая 2009 года на кладбище с. Романовка состоялась торжественно-траурная
церемония захоронения останков данного экипажа


22 мая 2009 года у самой вершины г. Лысый Дед, где 15 февраля 1955 года разбился Ил-28Т, на памятном знаке на месте бывшего санитарного захоронения сотрудниками Большекаменского предприятия ООО "СП Стелла" была установлена мемориальная доска с данными о катастрофе и экипаже торпедоносца...


ПРОСИМ ВСЕХ, КТО ДОБРОВОЛЬНО ЖЕЛАЕТ ПОМОЧЬ РАЗВИТИЮ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ НАШИХ ПРЕДКОВ, ОКАЗАТЬ МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ В ВИДЕ ЗАКУПКИ СНАРЯЖЕНИЯ, ПЕРЕГОВОРНЫХ УСТРОЙСТВ, МЕТАЛЛОИСКАТЕЛЕЙ И ПРОХОДИМОГО ТРАНСПОРТА ДЛЯ НАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ!


Схема бомбардировщика Ил-28

ВСЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ САМОЛЁТОВ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ВЗЯТЫ С САЙТА "УГОЛОК НЕБА"


Мы готовы принять в отряд людей, желающих безвозмездно помогать нам открывать неизвестные страницы Отечественной истории, ездить в таёжную местность, уточнять координаты аварий и катастроф самолётов и активно работать на местах гибели экипажей.


2007- 2009 (с). ПОАСО "ВладПодземСпас". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна!

Hosted by uCoz