В июле 2009 года к нам обратился Дмитрий Федотов, внук офицера ВВС ТОФ, Зиновьева Александра Павловича, с целью установления данных о катастрофе 21 мая 1954 года, в которой погиб его дед. В настоящее время семье Дмитрия, проживающей на Сахалине, где и располагался 59-й истребительный полк, известно место катастрофы самолёта МиГ-17, на котором в 1954 году разбился лётчик 59-го ИАП ВВС ТОФ лейтенант Зиновьев. Известно, что самолёты столкнулись в воздухе во время полёта, и упали на землю. Оба лётчика сразу погибли. Столкновение произошло в непосредственной близости к аэродрому, когда самолёт, пилотируемый А. П. Зиновьевым взлетел и набирал высоту, а второй самолёт капитана Вениамина Ивановича Суханова заходил на посадку. Об "аэродромном" столкновении говорит и тот факт, что МиГ-17 Зиновьева взлетал с полными баками, по причине этого от самолёта мало что осталось - он сгорел при падении. А истребитель Суханова был "пустым" и просто разбился на куски и упал в тайгу.
|
Лейтенант ВВС ТОФ Зиновьев Александр Павлович
Также, со слов дочери Александра Павловича известны некоторые факты катастрофы, хотя и не подтверждённые. Из останков тел двух лётчиков нашли только костную часть головы, ключицы, фрагмент ноги и кусочек свитера. Кроме того, жене Зиновьева была показана только обложка его удостоверения без самого удостоверения. Все останки хоронились в закрытых гробах. Зиновьева похоронили 24 мая в г. Корсаков, а Суханова нашли только через два месяца. Тогда же его жене и было выписано свидетельство о смерти.
Лейтенант А. П. Зиновьев (второй слева) с молодыми
лейтенантами-лётчиками после выпуска
По нашему предположению, место катастрофы обоих самолётов могло быть и не найдено, либо найдено с воздуха и так как самолёты полностью разбились, могли и не собирать останки пилотов, сделав символическое захоронение. Такие случаи неоднократно присутствуют в нашей практике.
Дмитрий предоставил фотографии лейтенанта Зиновьева и места катастрофы истребителя МиГ-17 капитана Вениамина Суханова, а также, материалы архивной справки ЦВМА на Зиновьева А. П., которые мы размещаем ниже.
Старший
лейтенант Зиновьев Александр Павлович, 1926г. рождения, уроженец с.
Ерлыково Киргиз-Миякинского р-на Башкирской АССР, |
А. П. Зиновьев с женой, Зиновьевой Екатериной Николаевной
Мать
Зиновьева А. П., Зиновьева Анастасия Александровна, жена Екатерина Николаевна
и дочь - Зиновьева (ныне Федотова) Татьяна Александровна
В настоящее время
дочерью А. П. Зиновьева получена справка из ЦВМА с целью уточнения подробностей
произошедшей 21 мая 1954 года катастрофы и сверки серийных номеров самолётов.
Размещаем данные справки.
В донесении
Командующему Северо-Тихоокеанской флотилии от командира 105 авиационного
корпуса от 1 июня 1954 года №001576 имеются следующие сведения. 21 мая 1954 года в 14 часов 49 минут, предположительно, произошло столкновение двух самолётов МиГ-17, пилотируемых командиром звена 1 авиаэскадрильи старшим лейтенантом Зиновьевым Александром Павловичем и заместителем командира 3 авиаэскадрильи по лётной подготовке, капитаном Сухановым Вениамином Ивановичем. Место падения самолёта старшего лейтенанта Зиновьева обнаружено 22 мая в 7-8 километрах восточнее Южно-Сахалинска. На месте падения обнаружены останки тела старшего лейтенанта Зиновьева, партбилет и удостоверение личности. Самолёт и двигатель полностью разрушены. Установлено, что попыток к катапультированию Зиновьев не проявлял. Самолёт, пилотируемый капитаном Сухановым, обнаружен 29 мая в районе горы Майорской, самолёт полностью разрушен, капитан Суханов погиб. Вылет совершался на самолётах МиГ-17, заводской №4626 с двигателем ВК-1-А №Ф362048С и заводской №5045 с двигателем ВК-1-А №Ф363969С. На каком конкретно самолёте совершал вылет старший лейтенант Зиновьев А. П., не установлено. |
Фото места катастрофы самолёта
МиГ-17 капитана Суханова В. И.
Каждое обращение будет досконально рассматриваться, а поиск доводиться до конца.
ПРОСИМ ВСЕХ, КТО ДОБРОВОЛЬНО ЖЕЛАЕТ ПОМОЧЬ РАЗВИТИЮ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ НАШИХ ПРЕДКОВ, ОКАЗАТЬ МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ В ВИДЕ ЗАКУПКИ СНАРЯЖЕНИЯ, ПЕРЕГОВОРНЫХ УСТРОЙСТВ, МЕТАЛЛОИСКАТЕЛЕЙ И ПРОХОДИМОГО ТРАНСПОРТА ДЛЯ НАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ!