1 октября 2010 года выехали в район посёлка Заводской, чтобы найти место гибели бомбардировщика СБ (лётчик — лейтенант Соломатин Иван Васильевич, штурман — лейтенант Панченко Алексей Фадеевич, стрелок-радист пока не известен), потерпевшего катастрофу 20 сентября 1945 года. Самолёт нашли только 2 октября, спустя 12 дней после трагедии из-за чего, вынести тела экипажа не представилось возможным. Ввиду сильного разложения трупов и заражения, поисковая группа забросала их обломками и землей, сфотографировала место катастрофы и ушла. А ребята остались лежать... И сейчас, спустя 65 лет, наша задача — вынести и по-человечески, с почестями захоронить останки экипажа в Романовке, где для этого уже приготовлена большая ограда.
Пробились по раскисшим грунтовым дорогам на джипах местных проводников
— «Нива» и «ГАЗ-67» к поляне, откуда и начали свой путь. К сожалению. из-за
зелени леса, нам не удалось отыскать место катастрофы СБ. Но по иронии судьбы,
пока основная часть группы искала его обломки, наша разведка из двух человек
внезапно вышла к поляне, на которой лежали обломки совершенно другого самолёта
— транспортника Ли-2!
Поспешив поделиться радостью с основным коллективом, мы рванули вверх по
склону к базовому лагерю. Пообедав, мы отправились работать на место катастрофы.
Советский транспортный самолёт Ли-2
Самолёт был граблен на металл. Дюраль отсутствовал на 99%. Огромный двухмоторный
транспортник был представлен только стаьными фрагментами: стойки шасси,
цилиндры моторов, моторамы и мелкие обломки. Через несколько часов работы
мы убедились в том, что экипаж погиб на месте. В земле были найдены парашютные
системы, обрывки обуви и одежды и личные вещи. Собранные донышки от ракетницы
с пробитым капсюлем натолкнули на мысль о том, что либо кто-то из членов
экипажа выжил и давал о себе знать, либо первая поисковая группа обозначала
местоположение для остальных спасателей.
По имеющейся базе потерь Ли-2 ВВС ТОФ удалось установить,
что самолёт не принадлежал Морской авиации. Номеров моторов и самолёта найдено
не было, как и останков экипажа. На одном из приборов стояла дата 1961 год.
В настоящее время начат активный поиск возможных очевидцев той трагедии,
проживающих в Артёме и Кневичах.
Фото открывать кликом по картинке.
Это второй Ли-2 армейской авиации, найденный нами. Сейчас предстоит организация поездки для работы в Центральный архив Минобороны в г. Подольск, чтобы к следующему году закончить и издать Книгу Памяти. А пока работа продолжается...
Поиски СБ с останками экипажа будут продолжены в конце октября после опадания листвы. В любом случае, экипаж будет найден.
Вечная память погибшим лётчикам!
Мы готовы принять в отряд людей, желающих безвозмездно помогать нам открывать неизвестные страницы Отечественной истории, ездить в таёжную местность, уточнять координаты аварий и катастроф самолётов и активно работать на местах гибели экипажей.