21-23 мая 2010 года РМОО ПО «АвиаПоиск» при поддержке компании
«ШИНТОП» была организована полевая экспедиция в Партизанский район Приморского
края по поиску места гибели бомбардировщика Ил-28А, потерпевшего катастрофу
в 1959 году. К исходному пункту маршрута прибыли группами на 4 машинах в
количестве 15 человек. Пробираться к месту пришлось весь световой день.
Выход из лагеря был осуществлён в 9 часов утра, а на место пришли к 17 вечера.
Реки, броды и крутые каменистые склоны очень сильно сдерживали продвижение.
Из базового лагеря не взяли спальники и палатки, рассчитывая вернуться к
вечеру. Но из-за долгого продвижения пришлось ночевать у костра, рядом с
самодельным шалашом. Спускались с горы уже к вечеру воскресенья.
Благодаря длительной архивной и полевой работе удалось установить имена
экипажа самолёта и подробности катастрофы.
В ночь с 28 на 29 августа 1959 года в сопку высотой 620 метров в плотном
тумане врезался бомбардировщик Ил-28А 567-го Гвардейского минно-торпедного
авиаполка ВВС ТОФ. Погибли: лётчик Гвардии старший лейтенант Лаврентий
Сергеевич Солдатенко, штурман Гвардии старший лейтенант Борис
Ильич Стуков и стрелок-радист Гвардии матрос Пётр Константинович
Козлов. Данные об
экипаже были известны нам ещё с 2008 года.
Во время ночных полётов в сложных метеоусловиях самолёт на посадке попал
в сильный туман, экипаж потерял ориентировку и не смог выйти на глиссаду
снижения к аэродрому «Николаевка».
После длительных поисков, через 3 дня экипаж самолёта Ли-2 транспортной
авиации увидел обломки самолёта на одном из отрогов Ливадийского хребта.
Поисковая партия 567-го полка прибыла на место катастрофы на пятый день.
По информации бывшего штурмана 567 полка, Александра Щедрина, участвовавшего
в поиске сослуживцев, тела экипажа были вынесены с места катастрофы и захоронены
в Николаевке. Но разброс обломков на местности, характер удара самолёта,
повреждения его обломков, и труднодоступность места катастрофы наталкивает
поисковиков на сомнение в части выноса останков экипажа.
Как показывает опыт работы РМОО ПО «АвиаПоиск», останки экипажей укладывались
в локальное захоронение рядом с местом катастрофы в связи с их состоянием
из-за сильных повреждений и длительных поисков. А информация о выносе тел
и подготовке их к захоронению на кладбище выдавалась командованием гарнизонов
для успокоения родных погибших, а в гробах хоронились лишь некоторые вещи
и земля.
Вторая экспедиция на место расставит все точки над i, такие как поиск возможного
локального захоронения. Кроме того, планируется перенести могилу экипажа
с заброшенного и затопленного старого кладбища в Николаевке на действующее.
Пока же РМОО ПО «АвиаПоиск» поддерживает постоянную связь с сыном штурмана,
Сергеем Борисовичем Стуковым, проживающим в Твери. На момент гибели отца
ему был 1 год, а мама Людмила Фёдоровна повторно вышла замуж лишь спустя
10 лет.
По просьбе Сергея Борисовича мы кропотливо работали над сбором данных о
месте катастрофы бомбардировщика Ил-28. В архивных документах точное место
указано не было. И лишь, спустя полтора года, удалось выйти к месту гибели
экипажа
Огромную благодарность выражаем нашим проводникам Андрею Петрову
и Виктору (к сожалению, не знаем фамилию) из Южно-Морского, которые провели
нас к месту катастрофы той дорогой, по которой в 1959 году прошла поисковая
партия, и поделились фотографиями обломков на вершине сопки, так как мы
не успели проверить само место удара самолёта о деревья.
Координаты места падения: 43.01.47.3 С - 132.44.41.2
В
Фото открывать кликом по картинке.
Вечная память погибшим лётчикам!
Мы готовы принять в отряд людей, желающих безвозмездно помогать нам открывать неизвестные страницы Отечественной истории, ездить в таёжную местность, уточнять координаты аварий и катастроф самолётов и активно работать на местах гибели экипажей.