Полевая экспедиция на место гибели бомбардировщика Ил-28А №55006728
567-го Гвардейского минно-торпедного авиаполка ВВС ТОФ



21-23 мая 2010 года РМОО ПО «АвиаПоиск» при поддержке компании «ШИНТОП» была организована полевая экспедиция в Партизанский район Приморского края по поиску места гибели бомбардировщика Ил-28А, потерпевшего катастрофу в 1959 году. К исходному пункту маршрута прибыли группами на 4 машинах в количестве 15 человек. Пробираться к месту пришлось весь световой день. Выход из лагеря был осуществлён в 9 часов утра, а на место пришли к 17 вечера. Реки, броды и крутые каменистые склоны очень сильно сдерживали продвижение. Из базового лагеря не взяли спальники и палатки, рассчитывая вернуться к вечеру. Но из-за долгого продвижения пришлось ночевать у костра, рядом с самодельным шалашом. Спускались с горы уже к вечеру воскресенья.

Благодаря длительной архивной и полевой работе удалось установить имена экипажа самолёта и подробности катастрофы.
В ночь с 28 на 29 августа 1959 года в сопку высотой 620 метров в плотном тумане врезался бомбардировщик Ил-28А 567-го Гвардейского минно-торпедного авиаполка ВВС ТОФ. Погибли: лётчик Гвардии старший лейтенант Лаврентий Сергеевич Солдатенко, штурман Гвардии старший лейтенант Борис Ильич Стуков и стрелок-радист Гвардии матрос Пётр Константинович Козлов. Данные об экипаже были известны нам ещё с 2008 года.

Во время ночных полётов в сложных метеоусловиях самолёт на посадке попал в сильный туман, экипаж потерял ориентировку и не смог выйти на глиссаду снижения к аэродрому «Николаевка».
После длительных поисков, через 3 дня экипаж самолёта Ли-2 транспортной авиации увидел обломки самолёта на одном из отрогов Ливадийского хребта. Поисковая партия 567-го полка прибыла на место катастрофы на пятый день. По информации бывшего штурмана 567 полка, Александра Щедрина, участвовавшего в поиске сослуживцев, тела экипажа были вынесены с места катастрофы и захоронены в Николаевке. Но разброс обломков на местности, характер удара самолёта, повреждения его обломков, и труднодоступность места катастрофы наталкивает поисковиков на сомнение в части выноса останков экипажа.

Как показывает опыт работы РМОО ПО «АвиаПоиск», останки экипажей укладывались в локальное захоронение рядом с местом катастрофы в связи с их состоянием из-за сильных повреждений и длительных поисков. А информация о выносе тел и подготовке их к захоронению на кладбище выдавалась командованием гарнизонов для успокоения родных погибших, а в гробах хоронились лишь некоторые вещи и земля.
Вторая экспедиция на место расставит все точки над i, такие как поиск возможного локального захоронения. Кроме того, планируется перенести могилу экипажа с заброшенного и затопленного старого кладбища в Николаевке на действующее. Пока же РМОО ПО «АвиаПоиск» поддерживает постоянную связь с сыном штурмана, Сергеем Борисовичем Стуковым, проживающим в Твери. На момент гибели отца ему был 1 год, а мама Людмила Фёдоровна повторно вышла замуж лишь спустя 10 лет.

По просьбе Сергея Борисовича мы кропотливо работали над сбором данных о месте катастрофы бомбардировщика Ил-28. В архивных документах точное место указано не было. И лишь, спустя полтора года, удалось выйти к месту гибели экипажа

Огромную благодарность выражаем нашим проводникам Андрею Петрову и Виктору (к сожалению, не знаем фамилию) из Южно-Морского, которые провели нас к месту катастрофы той дорогой, по которой в 1959 году прошла поисковая партия, и поделились фотографиями обломков на вершине сопки, так как мы не успели проверить само место удара самолёта о деревья.

Координаты места падения: 43.01.47.3 С - 132.44.41.2 В

Фото открывать кликом по картинке.


Речные перекаты на маршруте

Идём по полю к дальним сопкам

Броды с сильным течением

Местная фауна

Преодоление водных преград

Первые фрагменты

Прохождение по руслу рек

Сложный маршрут

Маркировки на обшивке

Куски обшивки в русле реки

Фрагмент обшивки в районе кабины

Фрагмент обшивки в районе кабины. Видна часть гаргрота

Фюзеляж среди камней

Разорванный фюзеляж в реке

Осмотр фюзеляжа

Разбитая и утопленная кабина стрелка-радиста

Киль, придавленный камнями и деревьями

Опознавательные знаки на киле

Разорванный фюзеляж

Разорванный фюзеляж

Бронезащита стрелка, зажатая камнями в ручье

Разорванный и обгоревший фюзеляж

Разорванный фюзеляж в районе киля

Оборудование

Проводка и оборудование

Остатки двигателей ВК-1А

Остатки двигателей ВК-1А

Остатки двигателей ВК-1А

Остатки двигателей ВК-1А

Остатки двигателей ВК-1А

Разорванная левая мотогондола с выпущенной стойкой шасси

Остатки двигателей ВК-1А

Остатки двигателей ВК-1А

Маркировки на лючках

Оторванная створка ниши шасси

Отброшенная левая мотогондола

Осмотр левой мотогондолы

Склоны сопок, рядом с местом катастрофы

Остатки двигателя в мотогондоле

Выпущенная левая основная стойка шасси

Приморская живность

Остатки покрышки

Сокращёный номер самолёта

Сокращёный номер самолёта

Сокращёный номер самолёта

Технологические номера

23-мм снаряд носовой пушки

Смятая кабина лётчика и его катапультное кресло

Спинка кресла лётчика

Рукоятки катапульты и упоры для ног

Разбитая правая мотогондола на вершине сопки

Элерон на вершине сопки

Отбитые крылья на вершине сопки

Отбитые крылья на вершине сопки

Отбитые крылья на вершине сопки

Отбитый стабилизатор на вершине

Отбитые крылья на вершине сопки

Остатки правой мотогондолы

Обратный путь
Обратный путь

Обратный путь

Обратный путь

Обратный путь

Обратный путь

Вечная память погибшим лётчикам!


Мы готовы принять в отряд людей, желающих безвозмездно помогать нам открывать неизвестные страницы Отечественной истории, ездить в таёжную местность, уточнять координаты аварий и катастроф самолётов и активно работать на местах гибели экипажей.


2007- 2010 (с). РМОО ПО "АвиаПоиск". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна!
За использование фотографий и чертежей благодарим сайты "Уголок неба", "Морская авиация Тихоокеанского флота", портал ВВС
Hosted by uCoz