Работа по обращению Казаченко Светланы Григорьевны о поиске отца

В сентябре 2007 года к нам обратилась Казаченко Светлана Григорьевна, дочь без вести пропавшего офицера ВВС ТОФ, Шеваренкова Григория Ивановича, и попросила узнать обстоятельства его смерти. Она неоднократно обращалась к командованию ТОФ, но ни разу не получила какой-либо конкретной информации. Из её рассказа мы выяснили следующее. Опубликовано без исправлений, со слов Казаченко (девичья фамилия Шеваренко С. Г., при выдаче паспорта допущена ошибка в фамилии).

"На память дорогой дочурке Светлане и жене Евгении В."
Гвардии капитан Шеваренков Г. И. за месяц до последнего вылета.
Июль 1943 г. 5-й Гв. МТАП ЧФ.

Шеваренков Григорий Иванович.

Родился в 1906 году, ст. Вязьма, дер. Грядки Смоленской области
Окончил лётное училище в г. Монино,
Служил штурманом в 39-м Гвардейском бомбардировочном авиаполку, штаб которого находился в с. Романовка.
Был приписан к 29-й авиационной бригаде, со штабом в с. Романовка. Этой бригаде в 1943 г. было присвоено имя Героя Советского Союза Острякова, погибшего в 1942 г. при обороне Севастополя.
Полк Шеваренкова Г. И. стоял на аэродроме Ново-Нежино.

Примерно, в 1941-43 гг. полк был переведён на Черноморский флот.
В 1943 г. отец в последний раз прилетал в Ново-Нежино в увольнение
В 1943 г. семья получила извещение о том, что Шеваренков Г. И. пропал без вести
Известно, что самолёт (вероятно Ил-4), на котором экипаж Шеваренкова выполнял задание, был подбит в районе н. п. Евпатория. Спасся только стрелок-радист (фамилия неизвестна), который затем и рассказал о случившемся в письме (ныне не сохранилось).
В 1949 г. семья переехала из Ново-Нежино во Владивосток.
В 1967 г. получили извещение о смерти.
На момент гибели в 1943 г, Шеваренков Г. И. находился в звании Гвардии капитана.

Начав поиск по этим скупым сведениям, мы были уверены, что личное дело Шеваренкова Г. И. и формуляры части и боевых вылетов, ныне доступны для работы в архивах. И мы не ошиблись! 12 декабря был получен ответ из архивов, где содержались сведения о Шеваренкове Г. И., которые мы приводим, согласно архивной справки.

Капитан ШЕВАРЕНКОВ ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ, 1906 г. рождения, уроженец д. Грядки Фурцевского с/с Знаменского р-на Западной обл (б. Смоленской губернии Дорогобужского уезда Кисловской волости), призванный Ельнинским РВК Западной обл., с октября 1928 г. по октябрь 1930 г. проходил службу красноармейцем в частях Белорусского военного округа Красной Армии;
С октября 1930 г. по октябрь 1933 г. - курсант 2-й артиллерийской школы Ленинградского военного округа КА (г. Ленинград);
С октября 1933 по декабрь 1934 г. - слушатель 9-й военной школы лётчиков-наблюдателей Украинского военного округа КА (ст. Рогань, Харьковской обл.);
С декабря 1934 г. по апрель 1935 г. - младший лётчик-наблюдатель в/ч 1870 Московского ВО (г. Воронеж);
С апреля по октябрь 1935 г. - младший лётчик-наблюдатель в/ч 1395 Московского ВО КА (ст. Монино, Московской обл.);
С октября 1935 г. по май 1938 г. - младший лётчик-наблюдатель 26 минно-торпедной авиаэскадрильи ДВК Тихоокеанского флота (ст. Ново-Нежино);
С мая 1938 г. по октябрь 1940 г. - штурман звена 2-й авиаэскадрильи 4-го МТАП 29 авиабригады ВВС ТОФ (с. Романовка Шкотовского р-на Приморского края);
С октября 1940 г. по октябрь 1941 г. - слушатель курсов усовершенствования штурманов при Военно-морском авиационном училище им. Леваневского;
С октября по декабрь 1941 г. - штурман звена 2-й авиаэскадрильи 4-го минно-торпедного АП 29 АБ ВВС ТОФ;
С декабря 1941 г. по март 1942 г. - штурман звена 2 АЭ 50 АП ВВС ТОФ (в 1941 г. на базе 3-й АЭ 4-го МТАП 29 АБ формируется 50 авиаполк, место дислокации с. Романовка);
С марта 1942 г. по апрель 1943 г. - штурман звена 2-й АЭ 49 АП ВВС ТОФ (с. Ново-Нежино).

7 апреля 1943 г. освобождён от занимаемой должности и направлен в распоряжение Командующего ВВС Черноморским флотом.
С 16 мая по 28 июня 1943 г. - воздушный стрелок-бомбардир 2-й АЭ 5 Гв. МТАП ВВС ЧФ;
С 28 июня по 10 августа 1943 г. - штурман звена 2 АЭ 5 Гв. МТАП ВВС ЧФ (место дислокации - г. Гудауты).

10 августа 1943 г. экипаж самолёта Дб-3Ф (Ил-4) в составе 4 человек (командир звена 2 АЭ 5 Гв. МТАП - ст. лейтенант Карбузанов Николай Иванович, штурман звена - капитан Шеваренков Григорий Иванович, воздушный стрелок-радист - мл. сержант Метелев Василий Андреевич, воздушный стрелок-радист, мл. сержант - Сопов Дмитрий Павлович) вылетел на боевое задание и не вернулся (в какой район - в документах архива не отражено).

Исключён из списков офицерского состава ЧФ 10 августа 1943 г., как не возвратившийся с боевого задания (пр. нач УКОС № 0278 от 2.10.1943 года)

Шеваренков Г. И. за боевые отличия в боях в составе 5 Гв. МТАП ВВС ЧФ награждён орденом Красной Звезды - приказ Командующего ЧФ № 09 от 10 июня 1943 года.
Жена - Шеваренкова (Лекова) Евгения Васильевна, 1918 г. рождения, уроженка Ново-Осетинского хутора Кабардино-Балкарской АССР, дочь Светлана, 1938 г. рождения, на август 1943 г. проживали по адресу: с. Ново-Нежино Шкотовского р-на Приморского края.

Другими сведениями о судьбе Шеваренкова Г. И. архив не располагает.

Шеваренков Г. И. 1936 г. 26 МТАЭ ДВК ТОФ

Шеваренков Г. И. в составе учебной группы 9-й военной школы лётчиков-наблюдателей УВО КА (ст. Рогань)

Шеваренков Г. И. со своим экипажем. 1936 г.

Поиски в интернете дали интересную деталь обстоятельства гибели экипажа Н. И. Карбузанова. В книге Минакова В. И. "Командиры крылатых линкоров" нашлось упоминание о Шеваренкове Г. И. Цитируем:

...Случилось так, что экипаж летчика Аристова, будучи ведущим группы, дважды терял корабли противника после их обнаружения. Веских причин, оправдывающих такие промахи, ни летчик ни штурман привести не смогли. 10 августа от самолета-разведчика поступило сообщение: конвой противника в составе двух транспортов, трех быстроходных десантных барж и шести кораблей охранения следует курсом... На удар были назначены четыре торпедоносца. В задней кабине самолета Аристова поместился Аркадий Ефимович Забежанский.

Техник-торпедист Мурашко потом вспоминал, что провожая эту машину на взлетную полосу, он как-то невольно спросил:

— Зачем вы летите, товарищ майор?

— Надо! — коротко ответил замполит.

В атаку на корабли противника устремились с ходу. Фашисты издали заметили торпедоносцы и открыли бешеный огонь. Четверка упрямо шла на сближение, ложилась на боевой курс. Рвались снаряды, осколки секли обшивку самолетов. В машину Аристова попал снаряд. На высоте тридцати метров она перевернулась «на лопатки» и врезалась в воду.

Так погиб заместитель командира полка по политической части майор Аркадий Ефимович Забежанский.

А атака продолжалась.

Две торпеды попали в цель и решили участь одного из транспортов. Самолеты пронеслись сквозь огонь, едва [329] не задевая мачты кораблей, и стали уходить в море. Но машина Карбузанова оказалась тяжело поврежденной. Некоторое время тянула на одном моторе, потом отказал и он. Летчик спланировал и произвел посадку на воду.

На аэродром на сильно поврежденных самолетах возвратились только экипажи Федорова и Скробова. Погибли замкомандира эскадрильи капитан Владимир Ефимович Аристов, минер эскадрильи, он же штурман, капитан Михаил Иванович Кизилов, стрелок-радист старший сержант Петр Григорьевич Конкин. С боевого задания не возвратились летчик старший лейтенант Николай Иванович Карбузанов, штурман Григорий Иванович Шеваренков, стрелки сержанты Василий Андреевич Метелев и Дмитрий Павлович Сопов.

Торпедоносец Дб-3Ф (Ил-4)

17 декабря 2007 мы передали все найденные по Шеваренкову Г. И. документы его дочери, Светлане Григорьевне. Надеемся, что она не последний человек, узнавший не только обстоятельства гибели отца, но и страницу его героического участия в разгроме фашизма.

Шеваренко Светлана Григорьевна (справа) слушает текст архивной справки

Всю информацию, обращения, вопросы и пожелания, просьба отправлять на e-mail:vladpodzemspas@yandex.ru и aviapoisk@yandex.ru

Каждое обращение будет досконально рассматриваться, а поиск доводиться до конца.

ПРОСИМ ВСЕХ, КТО ДОБРОВОЛЬНО ЖЕЛАЕТ ПОМОЧЬ РАЗВИТИЮ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ НАШИХ ПРЕДКОВ, ОКАЗАТЬ МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ В ВИДЕ ЗАКУПКИ СНАРЯЖЕНИЯ, ПЕРЕГОВОРНЫХ УСТРОЙСТВ, МЕТАЛЛОИСКАТЕЛЕЙ И ПРОХОДИМОГО ТРАНСПОРТА ДЛЯ НАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ!


Мы готовы принять в отряд людей, желающих безвозмездно помогать нам открывать неизвестные страницы Отечественной истории, ездить в таёжную местность, уточнять координаты аварий и катастроф самолётов и активно работать на местах гибели экипажей.


2007- 2009 (с). ПОАСО "ВладПодземСпас". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна!

Hosted by uCoz