В пятницу, 19 ноября, в гарнизоне ВВС ТОФ «Николаевка», Партизанского района Приморского края состоялась торжественно-траурная церемония захоронения останков экипажа бомбардировщика СБ №15/43 34-го БАП ВВС ТОФ, трагически погибшего 23 августа 1938 года и найденного РМОО ПО «АвиаПоиск» в 2008 году.
Сразу после окончания церемонии захоронения экипажа, наша группа из двух
человек (Ливанский Я., Панасенко А.) и проводника Михаила отправились в
таёжную местность в районе аэродрома на поиски погибших в 1930-1950-е гг.
самолётов ВВС ТОФ. Поиск осуществялся в течение трёх дней. И каждый день
мы находили по одному самолёту. Были найдены два пикирующих бомбардировщика
Пе-2 и бомбардировщик СБ №4/283,
принадлежавшие 34-му бомбардировочному авиаполку ВВС ТОФ в Николаевке. СБ
лежал в 1,5-2 км от аэродрома в распадке г. Богатырь.
В субботу 20 ноября мы снова выехали на поиски следующего самолёта. Пришлось
преодолевать зимнюю реку и уходить в распадки за Николаевкой. Здесь мы обнаружили
обломки бомбардировщика. Сразу же определили, что это Пе-2. Известно, что
34-й БАП принимал активное участие в нанесении ударов по позициям японских
войск в 1945 году, большая часть которых была сделана именно пикировщиками
Пе-2.
Пикирующий бомбардировщик Пе-2 авиации ВМФ
Обломков самолёта было мало - предприимчивые местные жители вынесли всё
в металлолом. Стальных фрагментов, и моторов не было вообще. В основном,
присутствовали дюралевые части. Но удалось опознать хвостовую балку, остатки
киля, бомбосбрасыватели и наиболее характерный фрагмент - бронеспинку лётчика.
Начав извлекать её из земли мы наткнулись на стихийное захоронение останков
экипажа. Позже, обратили внимание, что место, где была могила, когда-то
было огорожено колючей проволокой. Здесь же нашли остатки металлического
венка. Останков было немного. Скорее всего те, которые удалось собрать намного
позже катастрофы. Элементов парашютных систем и личных вещей тоже не было,
за исключением одной чековой скобы парашюта. Тот факт, что останки были
среди обломков, а экипаж не был похоронен сразу наталкивает на версию о
том, что самолёт пропал без вести.
На лонжероне была найдена алюминиевая шильда с цифрами. Предполагаем, что
номер 4/119, выбитый на ней, может быть номером самолёта.
Но пока это предположительно.
Экипаж был извлечён и в настоящее время находится на временном хранении
в Николаевке до установления личностей. В первый заход не удалось найти
номеров самолёта, а единственный поршень не дал никаких зацепок. Номеров
мотора на нём также не было.
Планируем вторую экспедицию к месту гибели этого самолёта, чтобы установить
и похоронить экипаж.
Фото бомбардировщика у Николаевки.
В воскресенье 21 ноября мы выехали в район с. Новицкое, где в одном из распадков Михаил показал нам остатки ещё одного самолёта. Им тоже оказался Пе-2. Здесь, в отличие от "николаевского" Пе-2 были только стальные фрагменты. Весь дюраль был заготовлен металлоломщиками. Среди обломков нашли моторы М-105 и часть пулемёта УБК, а кроме того стойки шасси, лонжероны, остатки винтов и более мелкие части. Из-за нехватки времени и мерзлой земли не успели разобрать мотор для определения номеров. Также планируем второй выезд к месту катастрофы, чтобы установить номера самолёта и подробности катастрофы.
Ниже - фото бомбардировщика Пе-2 у с. Новицкое.
Огромную благодарность выражаем нашему проводнику Михаилу Кравченко.
Вечная память погибшим лётчикам!