Полевая экспедиция на местах гибели пикирующих бомбардировщиков Пе-2
34 бомбардировочного авиаполка ВВС ТОФ, в районе аэродром "Николаевка"
и с. Новицкое Партизанского района Приморского края



В пятницу, 19 ноября, в гарнизоне ВВС ТОФ «Николаевка», Партизанского района Приморского края состоялась торжественно-траурная церемония захоронения останков экипажа бомбардировщика СБ №15/43 34-го БАП ВВС ТОФ, трагически погибшего 23 августа 1938 года и найденного РМОО ПО «АвиаПоиск» в 2008 году.

Сразу после окончания церемонии захоронения экипажа, наша группа из двух человек (Ливанский Я., Панасенко А.) и проводника Михаила отправились в таёжную местность в районе аэродрома на поиски погибших в 1930-1950-е гг. самолётов ВВС ТОФ. Поиск осуществялся в течение трёх дней. И каждый день мы находили по одному самолёту. Были найдены два пикирующих бомбардировщика Пе-2 и бомбардировщик СБ №4/283, принадлежавшие 34-му бомбардировочному авиаполку ВВС ТОФ в Николаевке. СБ лежал в 1,5-2 км от аэродрома в распадке г. Богатырь.

В субботу 20 ноября мы снова выехали на поиски следующего самолёта. Пришлось преодолевать зимнюю реку и уходить в распадки за Николаевкой. Здесь мы обнаружили обломки бомбардировщика. Сразу же определили, что это Пе-2. Известно, что 34-й БАП принимал активное участие в нанесении ударов по позициям японских войск в 1945 году, большая часть которых была сделана именно пикировщиками Пе-2.


Пикирующий бомбардировщик Пе-2 авиации ВМФ

Обломков самолёта было мало - предприимчивые местные жители вынесли всё в металлолом. Стальных фрагментов, и моторов не было вообще. В основном, присутствовали дюралевые части. Но удалось опознать хвостовую балку, остатки киля, бомбосбрасыватели и наиболее характерный фрагмент - бронеспинку лётчика. Начав извлекать её из земли мы наткнулись на стихийное захоронение останков экипажа. Позже, обратили внимание, что место, где была могила, когда-то было огорожено колючей проволокой. Здесь же нашли остатки металлического венка. Останков было немного. Скорее всего те, которые удалось собрать намного позже катастрофы. Элементов парашютных систем и личных вещей тоже не было, за исключением одной чековой скобы парашюта. Тот факт, что останки были среди обломков, а экипаж не был похоронен сразу наталкивает на версию о том, что самолёт пропал без вести.
На лонжероне была найдена алюминиевая шильда с цифрами. Предполагаем, что номер 4/119, выбитый на ней, может быть номером самолёта. Но пока это предположительно.
Экипаж был извлечён и в настоящее время находится на временном хранении в Николаевке до установления личностей. В первый заход не удалось найти номеров самолёта, а единственный поршень не дал никаких зацепок. Номеров мотора на нём также не было.
Планируем вторую экспедицию к месту гибели этого самолёта, чтобы установить и похоронить экипаж.

Фото бомбардировщика у Николаевки.


Остатки рамы

Поршень в рубашке цилиндра

Тормозные решётки

Остатки люка

Замок бомбосбрасывателя

Остатки хвостовой балки

Останки экипажа

Чековая скоба и вещи из могилы

Могила экипажа

Фрагмент киля

Шильда с номерами

Остатки крыльев

Остатки крыльев

Лонжерон

Рубашка цилиндра с поршнем

Люк

Фрагмент киля

Работа по извлечению останков

Зимняя река

Преодоление водных преград

В воскресенье 21 ноября мы выехали в район с. Новицкое, где в одном из распадков Михаил показал нам остатки ещё одного самолёта. Им тоже оказался Пе-2. Здесь, в отличие от "николаевского" Пе-2 были только стальные фрагменты. Весь дюраль был заготовлен металлоломщиками. Среди обломков нашли моторы М-105 и часть пулемёта УБК, а кроме того стойки шасси, лонжероны, остатки винтов и более мелкие части. Из-за нехватки времени и мерзлой земли не успели разобрать мотор для определения номеров. Также планируем второй выезд к месту катастрофы, чтобы установить номера самолёта и подробности катастрофы.

Ниже - фото бомбардировщика Пе-2 у с. Новицкое.

Огромную благодарность выражаем нашему проводнику Михаилу Кравченко.


Место лагеря металлоломщиков

Остатки шасси

Бронеплита

Фрагменты шасси

Элементы конструкции

Остатки шасси

Фрагменты винта

Мотор М-105

Осмотр мотора

Стойка шасси

Стойка шасси

Мотор М-105

Рубашки цилиндров

Мотор

Пулемёт УБК

Вилка хвостового колеса

Вечная память погибшим лётчикам!


Мы готовы принять в отряд людей, желающих безвозмездно помогать нам открывать неизвестные страницы Отечественной истории, ездить в таёжную местность, уточнять координаты аварий и катастроф самолётов и активно работать на местах гибели экипажей.
2007- 2010 (с). РМОО ПО "АвиаПоиск". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна!
За использование фотографий и чертежей благодарим сайты "Уголок неба", "Морская авиация Тихоокеанского флота", портал ВВС
Hosted by uCoz