Полевая экспедиция на место гибели транспортного самолёта Ли-2 №18422605
ВВС Советской армии, погибшего на горе Лысой
Шкотовского района Приморского края после 1949 года



25-27 июня совершили выезд на гору Лысую, к месту катастрофы транспортного самолёта Ли-2. К этому месту проложена хорошая дорога, по которой неоднократно катаются джиперы и все желающие посмотреть на «раритеты". Но за всё это время никто из туристов не удосужился зафиксировать какие-либо номера, а тем более, копнуть землю среди обломков.

В пятницу выехали из города и совершили ночёвку на аэродроме Новороссия-Западная. Утром выехали в район Новой Москвы. Дорога на гору заняла почти весь день. Причина такого медленного продвижения заключалась в том, что мы поехали изначально по другому направлению, которое вскоре оказалось непроезжим. Пришлось применять лебедку и мускульную силу, а также навыки инженерных войск. Вернулись обратно и по нормальному пути поднялись к вершине в субботу вечером.

Утром в воскресенье приступили к поискам самолёта. Через полчаса обломки были найдены на склоне горы Лысой, в 50 метрах от вершины. В самом низу места катастрофы лежали сброшенные моторы. Полоса обломков около 100 метров в длину тянулась к вершине среди низкорослого ельника. Здесь валялись элементы крепления двух моторам, тормозные башмаки, куски лонжеронов и оборудования самолёта. Нашли несколько обрывков сукна и кожаной обуви. Будучи уверенными, что экипаж погиб на месте, мы интуитивно начали раскопки у стойки шасси, лежащей на самом верху полосы обломков. Здесь же были разбросаны и мелкие обгоревшие фрагменты обшивки. Земля была буквально набита ими.


Советский транспортный самолёт Ли-2

И вот, через 20 минут работы нам попались первые парашютные пряжки... Дальше-больше.. Подняли их огромное количество (на 5-6 человек точно). Пошли пуговицы от обмундирования и рубашек, подошвы и остатки ботинок, пули и разорванные при пожаре гильзы пистолетов ТТ, остатки противогазов. Была извлечена кокарда ВВС в виде крылышек и звезды (звёздочка отсутствовала), а также пузырьки, баночки и бутылочки из бортовой аптечки. Перекапывание земли на предмет останков экипажа результатов не дало. Либо их вывезли на кладбище, либо захоронили на месте. Второй вариант более верный, так как вывозить разорванные трупы с горы было бы проблематично, тем более, что самолёт не принадлежал Морской авиации ТОФ, чьи аэродромы находились поблизости.

Дату катастрофы мы отнесли к периоду после 1949 года, так как по номерам технологических производственных шильд, он выпустился в 1945 году с завода, а последняя дата «1949» проставлена на шланге гидравлики шасси. Теперь предстоит работа по определению даты катастрофы и имён экипажа. В августе на место катастрофы планируется вторая экспедиция для более полной отработки.

Спускались с горы вечером в воскресенье, сменили колесо с боковым порезом и благополучно выехали в город. Бережно упаковали и вывезли личные вещи экипажа.

Спонсором топлива для экспедиции стала компания «ШИНТОП», за что её огромная благодарность!!

Фото открывать кликом по картинке.


Ночной аэродром Новороссия-Западная

Утро на аэродроме

Ночной аэродром Новороссия-Западная

Рулёжка

Буксуем в грязи

Приходилось разматывать лебёдки

Pajero Mini проходил легче

Но и его толкали

Пилили завалы на дороге

Остатки крыла Ли-2

Мотогондола и стойка шасси

Остатки радиооборудования

Полевые работы

Раскопы

Парашютные системы и личные вещи экипажа в пакете

Остатки крыла

Остатки крыла

Вырублено металлоломщиками

Здесь лежала носовая часть

Стойка шасси

Остатки мотогондолы

Остатки мотогондолы

Место нашего раскопа

Место нашего раскопа

Мотор М-62ИР

Армейская пуговица среди обломков

Номер правого мотора

Номер левого мотора

Левый мотор почти полностью разбит

Остатки левого мотора

P.S. 24-26 сентября мы совершили третий заезд и полностью доработали место катастрофы транспортника. Перед этим вывезли один из моторов для сохранения в музейной экспозиции. В крайнюю экспедицию были найдены ряд личных вещей: дужка от очков, куски коричневой тонкой кожи, парашютные пряжки и пуговица с изображением слона и надписью «КИЕВПРОМГАЛИНСТРУМЕНТ».

Разочаровала очередная отписка из ЦАМО — «сведений найти не смогли, так как не знаем, где и как искать. Приезжайте и работайте сами».
Чувствуем, что туда придётся съездить ещё пару раз, чтобы отработать место расположения кабины самолёта. За некоторую информацию о посещении и работе на месте катастрофы Ли-2 благодарим Александра Холянова.

Вечная память погибшим лётчикам!


Мы готовы принять в отряд людей, желающих безвозмездно помогать нам открывать неизвестные страницы Отечественной истории, ездить в таёжную местность, уточнять координаты аварий и катастроф самолётов и активно работать на местах гибели экипажей.


2007- 2010 (с). РМОО ПО "АвиаПоиск". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна!
За использование фотографий и чертежей благодарим сайты "Уголок неба", "Морская авиация Тихоокеанского флота", портал ВВС
Hosted by uCoz