Полевая экспедиция и работа с погибшим истребителем Ла-5 №32-52 ВВС ОКА ДВФ

11-14 июня 2009 года мы выехали в Кировский район Приморского края, где, по слухам, в районе села Марьяновка местными лесорубами был найден бомбардировщик с экипажем. Как следовало из рассказа людей, там побывавших, "самолёт вытащили, разорвали на куски, сдали в металлолом моторы, а останки людей в большом количестве разбросаны среди обломков". Мы решили проверить эту информацию и выехав в Марьяновку, провели "социологический опрос" лесничих и охотников. В ходе трёхчасового розыска и опроса "очевидцев" выяснилось, что некий самолёт лежит на островах в реке Уссури и добраться до него можно только вплавь.
Поглядывая на небо, которое уже несколько дней беспрерывно поливало нас осадками, мы всё же решили отправиться на поиски. В последнем населённом пункте Межгорье нам пришлось столкнуться с двумя непосредственными очевидцами "работ на месте катастрофы". Причём оба человека оказались прямо противоположными личностями. Первый из них по имени Николай Мороз, показывал нам у себя в сарае 20-мм гильзы и гордо рассказывал, как копал этот самолёт. Исходя из его рассказа, получалась "трагическая" история катастрофы:
"После войны, году в 1949, бабка на окраине села мазала сарай и вдруг увидела самолёт. Это был двухмоторный бомбардировщик, который возвращался с полигона и делал вираж по курсу на аэродром. Она стала смотреть на него и в этот момент увидела, как на самолёте загорелся правый двигатель. Экипаж стал пытаться вытянуть машину и посадить на косу в реке, но она не дотянув, камнем упала в лес на острове и взорвалась. Через некоторое время туда приехали военные, вывезли один полностью сохранившийся мотор (это после взрыва-то! прим. авт.) и останки экипажа, от которого позже на месте остался один позвонок и пряжка ремня со звездой".

После рассказа, Мороз стал хвастать, что у него есть металлоискатель, и он знает, где можно найти много драгоценностей и оружия, спрятанного ещё японцами во время интервенции. Упомянул о своей богатой коллекции археологических ценностей, но тут же заметил, что всю её подарил школьникам. Потом несколько раз намекал, что мог бы нам показать самолёт, но он очень деловой человек и его время очень важно для него. Кстати, он является и "владельцем" пункта приёма металлолома в деревне.
Мы выслушали его и поехали искать место катастрофы. Погода стала портиться, начал накрапывать дождик, но мы всё же, добрались до берега реки и поставили лагерь. В течение полутора дней нами были предприняты попытки добраться до острова, но из-за сильного течения реки, дождя и высокой мокрой травы нам не удалось найти самолёт.
Решив оставить этот вариант, как запасной, мы стали собираться, чтобы за оставшиеся дни успеть хотя бы осмотреть другое место в Черниговке. Выезжая через деревню, мы подумали, что неплохо было бы уточнить о не найденном нами самолёте у других местных жителей. И совершенно случайно нам дали координаты местного охотника, который бывал на месте катастрофы и принёс оттуда несколько кусков магния и 20-мм гильз. Найдя Лукича, как звали его соседи, мы обстоятельно поговорили с ним, и к нашему удивлению, он сразу вызвался нам помочь найти место и снабдил лодкой.
Лукич не только показал пальцем на остров и деревья, среди которых лежал самолёт, но и нарисовал схему, и даже на следующий день приехал к нам в лагерь, чтобы переправиться на остров и помочь искать самолёт!

Поисковый GPS-навигатор :)

Схема (GPS), нарисованная Лукичом довольно точно, оказалась хорошим подспорьем в поиске самолёта!

И вот, в последний день 14 июня нам, благодаря Лукичу, удалось найти воронку, оставшуюся от падения самолёта, установить тип, найти серийный номер и ряд узлов, после изучения которых сразу опроверглись все слухи и красивые рассказы Мороза о "двухмоторном бомбардировщике с тремя членами экипажа".
Самолёт, чьи обломки были нами найдены, оказался ни чем иным, как истребителем Ла-5. И хотя отсутствовал мотор, стойки шасси, крылья и оборудование кабины, удалось установить серийный номер 32-52. Номер был написан краской на одной из крышек фюзеляжа в районе радиостанции.


Истребитель Ла-5Ф. Нами была найдена такая модификация

В течение нескольких часов мы нашли много мелких дюралевых и стальных обломков, баллон сжатого воздуха для уборки-выпуска шасси, обломок ствола 20-мм пушки ШВАК и огромное множетсво гильз и снарядов. Кроме того, вся почва была усеяна кусками фанеры зелёной и светло-голубой окраски. Самолёт, видимо, тянул на повреждённом моторе (или мотор вообще не работал), но вошёл в штопор. Характер среза деревьев говорит о крутом угле падения машины. На месте воронка 2х2 метра и глубиной метра полтора. Истребитель вошёл в землю мотором и взорвался - обломки разбросало в радиусе метров 20. От самолёта ничего не осталось. Как оказалось позже из разговоров с жителями Межгорья - местное бездушное существо по имени Николай Мороз, вытащило всё на металлолом и сувениры, включая пряжку ремня лётчика со звездой внутри. Но несмотря на негативную сторону вопроса, планируется повторный выезд на место катастрофы истребителя Ла-5

Собирая информацию о самолёте, выяснили, что истребитель принадлежал 917-му ИАП 250 ИАД ВВС ОКА ДВФ. Полк стоял на аэродроме Берёзовка, рядом с Межгорьем. Принимал участие в войне с Японией на самолетах Ла-5 в составе 250 ИАД. Так как истребитель летел со стороны границы, то могла быть и такая вероятность, что это боевая потеря 1945 года.
С июня 1946 года по ноябрь 1948 года полк находился в северной Корее. В 1947 году переведён на реактивную технику.

К обеду воскресенья мы завершили работы, взяли номерные детали и стали собираться. Отработали грунт на месте падения площадью 2 на 2 метра, собрали наиболее определяющие детали. К сожалению, парашютных пряжек лётчика, личных вещей, равно, как и останков пилота, найти не удалось.
Мы рассматриваем версию санитарного захоронения пилота, либо растаскивание его останков дикими животными (во время поиска мы наткнулись на свежие медвежьи следы). Во время второй экспедиции, после получения справки ЦАМО РФ будет более ясно, что случилось с самолётом и какова судьба его лётчика.

Запрос в архив направлен, ожидается ответ.

Фото открывать кликом по картинке.


Наш вездеход Nissan Wingroad

"Строим дорогу" к берегу реки

Бузь ловит солнечные дни

На этом острове и лежит самолёт

Островные заросли не хуже таёжных

Лукич (слева) помогает в полевой работе

Володя думает


Всё, что осталось от истребителя


Горловина воздушного баллона

Ствол 20-мм пушки ШВАК

Воронка от падения истребителя


Лукич и Володя обсуждают найденные детали

В настоящее время по катастрофе истребителя Ла-5 ведётся архивная работа через Центральный архив Министерства обороны РФ. По факту получения справки, данные будут опубликованы.


Компоновочная схема истребителя Ла-5Ф

Все схемы и рисунки взяты с сайта "Уголок неба"


Мы готовы принять в отряд людей, желающих безвозмездно помогать нам открывать неизвестные страницы Отечественной истории, ездить в таёжную местность, уточнять координаты аварий и катастроф самолётов и активно работать на местах гибели экипажей.


2007- 2009 (с). ПОАСО "ВладПодземСпас". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна!

Hosted by uCoz